JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:
  • Mood:

Джим Мясник и его творения

Размышлял на днях над феноменом отсутствия термина "мужской роман". Есть закрепившееся словосочетание "женский роман", он же любовный роман. Причём слово роман здесь не в литературном смысле, а в смысле романтической линии главных героев. А есть ли жанр, за которым можно закрепить метку "мужской"? В принципе, всплывают боевики и Джеймс Бонд, но есть проблема. Среди любовных романов, несмотря на адскую бездну бездарной похабщины, можно откопать пристойные творения, а "Гордость и предубеждение" Джейн Остин, одна из первых книг этого жанра, и вовсе считается классикой. А среди моря боевиков я видел крайне мало достойных представителей. Можно долго об этом спорить, но я собирался рассказать о конкретном писателе, основную серию которого я считаю эталонным "мужским романом".

Поясню относительно имени. Рассказывать я буду о замечательном американце Джиме Батчере (Jim Butcher), чья фамилия переводится, как Мясник. Будь Джим нашим соотечественником, был бы он каким-нибудь Яковом Мясниковым, но звёзды сложились иначе. Комплекции Джим не тощей, и внешне он мне напоминает первого босса из Diablo, которого звали Мясник. Поэтому я и зову Батчера Джима иногда Джимом Мясником. О его творчестве, которе мне хочется возвести в эталон подобной литературы, и пойдёт речь.

Творчество Джима до сих пор является разделённым всего на две основные книжные серии - "Досье Дрездена" (Dresden Files) и "Кодекс Алеры" (Codex Alera). Сейчас автор начал новую книжную серию, "Пепельные шпили" (The Cinder Spires), но первая книга, "Лебёдка Аэронавта" (The Aeronaut's Windlass) выйдет лишь в сентябре. Так что - о первых двух.

Досье Дрездена (далее - Файлы Дрездена) многим может быть известно по одноимённому сериалу, продлившемуся всего один сезон. Главную роль, чародея Гарри Блэквуда Копперфильда Дрездена, там сыграл Пол Блэкторн ("чёрный шип", к слову). Он знаком тем, кто смотрел сериал "Стрела" - там он играет старого полицейского Квентина Лэнса, отца Лорел и Сары.

Ну так вот, книга имеет разительные отличия с сериалом. Она куда мрачнее и жестче, хотя и сериал, казалось бы, не промах. Но он сделан по законам Голливуда, и многие сюжетные линии были смягчены или подогнаны под каноны жанры (читай, под клише). В книгах Джима Мясника убивают куда чаще и кровавей. Да и сам Дрезден здесь щедро проливает свою кровушку на все поверхности. В то же время, неограниченная бюджетом на спецэффекты, магия здесь куда щедрее описана. Хотя опять же, и в сериале тоже немало потратились на них.

За какие достоинства я считаю, что эту серию книг в жанре "фэнтези/детектив/боевик" стоит канонизировать? Прежде всего, сюжетный костяк. То, как развивается сюжет, то, как вращаются шестерёнки сюжетного механизма. Внимание как к деталям, так и к глобальной линии событий сказывается тем, что каждая глава, какждый абзац накручивает читать дальше. Каждая строчка, как рыболовный крючок, цепляет внимание и тащит читать дальше. О том, как качественно всё продумано, говорит тот факт, что все 15 вышедших книг серии я перечитал в течение месяца. Поскольку я не обладаю техниками скорочтения, как anntre, для меня это внушительная скорость - в каждой книге навскидку страниц по 350-500.

Почему я называю это мужским романом -  я не нашёл в этих книгах хоть какой-то детали, которая могла бы заинтересовать женщин. Нет, женщины в книгах Мясника есть, даже более того. Перечитывая книгу, я заметил, как феминизм сказался на Америке. Джим крайне аккуратно топчется по этой теме, стараясь не ущемить ничьих интересов. Признавая права женщин, он тем не менее выражает через Дрездена желание сохранить культуру ухаживания. То же прослеживается и в Кодексе Алеры, но там всё сложнее. Так вот, в Файлах Дрездена присутствует тема главного героя и отношений с женщинами, но представлена она весьма по-мужски. Собственно, одной из немногих проблем является как раз язык этих сцен - хотя вполне возможно, дело просто в переводах, которые мне попадались. Наконец, даже мораль, которая заложена в книгах Дрездена - а она тут есть - предоставлена именно для наставления мужиков. Даже нет, молодых парней без устоявшейся моральной основы.

Что ещё хочется отметить хорошего в серии - реалистичность. Гарри Дрезден - эдакий "Крепкий орешек" от мира магии. В каждой книге его избивают, пускают кровь, ломают кости. И в это веришь. При этом главный герой умудряется преодолеть свои раны - и описано это так же хорошо и реалистично, как поставлены драки в сериале Daredevil. Так же, что радует - рост героя из книги в книгу. В первых книгах Дрезден паникует, впадает в отчаяние, рвёт на себе волосы в отчаянных ситуациях. Однако когда это случается из книги в книгу, со временем это его закаляет. Как ни странно, к 15 книге Дрезден не превратился в живого Терминатора, он всё ещё в каждой передряге изрядно отхватывает. Но продуманность действий, наличие плана, опыт многолетних сражений - всё это превращает серию книг, исходно бывшую детективной, в боевиковую. При этом не сказать, что это сильно коробит.

Кодекс Алеры - разительно другая книжная серия. Действия Файлов Дрездена разворачивались в условно нашем времени, и декорациями большую часть времени служил Чикаго. В Кодексе Алеры мы имеем дело с Римской Империей, магически перенесённой в другой мир. То есть "попаданчество" целой культуры, к слову, основанное на "Потерянном XI Испанском легионе". Человеческая Империя Алера, в которой люди овладели стихийным волшебством. Магия здесь такая, как если совместить "гнутелей" из мультсериала "Аватар: Последний маг воздуха" (Avatar: The Last Airbender) и духов из аниме "Король-Шаман" (Shaman King). И что я вам хочу сказать - получилось на удивление интересно! Кстати, сам автор рассказывает, что основой служили Покемоны, а идея создания книжной серии пришла в виде шутки и вызова его писательскому умению.

По Кодексу Алеры можно судить о росте писателя. Во-первых, количество сюжетных линий. В Дрездене главным лицом всегда был только Дрезден, говоривший от первого лица. Здесь же автор паралелльно ведёт целую кучу персонажей, используя обращение от третьего. Да, есть главное действующее лицо - Тави из долины Кальдерон. Но есть ещё курсоры-шпионы Амара и Фиделиас и колдунья Исана - в первой книге. Каждая последующая книга расширяла количество персонажей, к 6 книге рассказ вёлся, чтобы так не соврать, от 8 или 9 лиц поочерёдно. При этом восприятие каждого персонажа событий книги отличается, и автор не забывает о пределах знаний своих подопечных - вообще, работа над персонажами проведена на высоком уровне.

Второе - законченность произведения. В Кодексе, в отличие от Дрездена, Джим Мясник поставил точку в конце серии, а не очередную запятую. Продолжения не будет, всё. Кстати, из забавного - в случае с Дрезденом в наличии феномен Шерлока Холмса - Дрезден убил своего героя, а затем воскресил. Однако тут это был скорее продуманный ход, чем повальные возмущения фанатов, требующих воскрешения.

Что объединяет обе серии Мясника - подход к построению сюжета. Так или иначе, в каждой книге обеих серий есть конфликт. Файлы Дрездена задумывались, как детективное фентези, и каждая книга начиналась, как расследование, заказ, обращённый к главному герою. В Кодексе Алеры конфликт подаётся иначе, но так же неминуем. Каждый раз силы, противостоящие главному герою, превосходят его многократно. Однако герой - на то и герой, чтобы пойти в обход, и с помощью хитрости, ума и стратегии одолеть превосходящие силы. Это в любом случае стоит герою потерь и синяков, но он выживает и побеждает - и именно поэтому герой.

Неизменный подход к сюжету несколько бесит, когда читаешь эти книги подряд. Это делает несколько предсказуемым финальное побоище, хотя конкретные детали того, как герой в этот раз выпутается, интригуют. Причина, по которой всё равно хочется читать дальше, книгу за книгой - толковое использование автором "эмоциональных качелей". Таким образом мы вынуждены сопереживать герою - вот его бьют, вот он оправляется от этого и уже сам пытается бить, но дела становятся ещё хуже... Я привожу примитивный пример - Джим Мясник более искусен в использовании этого приёма. И да, наличие мяса в книге он тоже умело использует. Видимо, сказывается наследие деда или прадеда, зарабатывающего на жизнь разделкой туш.

Неизбежные минусы есть у этих книг. Не стоит рассчитывать на многослойность книг. Отсылок к другому творчеству хватает, но они больше отсылают к комиксам и известным фильмам, нежели к классике. Нет, я очень долго смеялся над отсылкой к "Пуленепробиваемому монаху", когда опознал её. Но отсутствие задумки оставляет книги автора в некоторых рамках, за которые он и не пытается выходить, судя по всему. Хотя явно способен, судя по Кодексу Алеры.

Вот такое вот творчество Джима "Мясника" Батчера. Скажите мне, как вы думаете, судя по описанию - это "мужской роман"? Вообще, есть ли смысл в гендерном различии, или я вышеизложенными мыслями пытаюсь ступить на дорожку шовинизма и дискриминации по половому признаку? Напишите, иначе откуда я узнаю.

Tags: книги, критика, мысли, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Приключения Петровича и Патапума

    Пару недель назад разгребал бардак на книжных полках и нашёл брошюру формата А4. "Приключения Петровича и Патапума в стране привидений". Кусочек…

  • Сергей Зотов - История Алхимии (отзыв)

    дисклеймер: Я не много увлёкся описание происходящего в книге. Она не художественная, но если вы из тех людей, что не любят спойлеры принципиально,…

  • Рецензия на "Если бы я был чародеем"

    Лет пять назад на рынке книг появился новый способ публикации. Издательство print-on-demand, т.е. буквально «печать по требованию». Вы наверняка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Приключения Петровича и Патапума

    Пару недель назад разгребал бардак на книжных полках и нашёл брошюру формата А4. "Приключения Петровича и Патапума в стране привидений". Кусочек…

  • Сергей Зотов - История Алхимии (отзыв)

    дисклеймер: Я не много увлёкся описание происходящего в книге. Она не художественная, но если вы из тех людей, что не любят спойлеры принципиально,…

  • Рецензия на "Если бы я был чародеем"

    Лет пять назад на рынке книг появился новый способ публикации. Издательство print-on-demand, т.е. буквально «печать по требованию». Вы наверняка…