JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Categories:
  • Mood:

Архетипы: la femme fatal

"Роковая женщина", объект "фатальной" страсти. Типаж, существоваший, на самом деле, не одно столетие (а то и тысячелетие, ведь в мифологии можно найти божественные и не очень примеры подобной "роковой пассии"). Однако максимальное распорстранение и известность получил в начале и середине 20-го века, на волне дикой популярности детектива, особенно в Америке.

Важно понимать, что типаж типажу рознь. Елена Троянская - отнюдь не femme fatal, хотя Википедия и старается меня убедить в обратном. Образ "роковой женщины" - это не просто красота, но и ум, коварство. Это женщина, которая может перерезать глотку после постельных утех. И уж наверняка она может воткнуть нож в спину, предать, подставить и так далее.

Суть в том, что "роковая женщина" - это девушка, которая обладает силой, несмотря на обратное мнение мужчин о ней. Что, собственно, логично, учитывая отношение к женщинам в Америке тех времён, где этот образ совершенствовался. У неё есть красота и жестокий расчет, которые она использует, чтобы добиться своего - или хотя бы выжить в эти жестокие времена (например, в Великую депрессию и времена "сухого закона", что почти одно и то же).

Важно понимать, что роковая женщина не должна поступать нелогично. Она играет в свою пользу, максимально эгоистично, потому что "она лишь слабая женщина", ей бы о себе позаботиться. С этой позиции и нужно обыгрывать её предательство. Она могла бы вытерпеть пытки, но просто не видит в этом смысла. Мужчина, который с ней делит постель, не первый и не последний, а возможно, даже и не один за ночь. Поэтому скрывать и утаивать информацию ради его спасения не несёт выгоды. Возможно, когда-то у неё и была "любовь до гроба", но этот человек умер или предал её, а потому теперь она не привязывается к мужчинам (или женщинам, если уж на то пошло).

Разумеется, делать персонажа полностью по архетипу глупо. Можно, конечно, обыграть классический образ с необычной стороны. И можно, естественно, спародировать тот же образ, используя установленные шаблоны. Но тут нужно понимать, что персонаж превращается в человека, когда у него есть своя история. Роковой женщиной не рождаются, ею становятся в результате определённых обстаятельств. И если не облажаться и сочинить хорошую историю, намешав в образ черты реальных знакомых "опасных женщин", можно получить нечто оригинальное и интересное. Даже если по ходу пьесы персонаж будет полностью следовать шаблону la femme fatal.

Любопытные варианты девиаций архетипа. Во-первых, это показать становление роковой красотки в процессе книги. Во-вторых, вынужденная femme fatal - то есть, наносящая предательский дар в спину из лучших побуждений. Например, убившая друга главного героя ради спасения самого героя. В-третьих, обратное становление "роковой женщины", то есть когда по ходу дела героиня "перевоспитывается". Ну а вообще, девиаций масса. Опять же, архетип архетипом, а персонажи должны быть похожи на живых людей, а не на Джессику Рэббит из "Кто подставил Кролика Роджера". Хотя вру, даже она не похожа на типичный пример.

А какие примеры воплощения этого образа помните вы?

P.S.: Ах да, на волне расцвета ЛГБТ появился новый типаж - l'homme fatal. Как вы понимаете, это "роковой мужчина". Конечно, опять же, есть много вполне таких гетеро-примеров, вроде дон Жуана и Казановы, но это не то. А l'homme fatal - именно мужик, соблазнающий мужика, а потом режущий ему глотку. Ну вы понимаете, эти геи... Шутка, если кто не понял.

Tags: архетипы, писательство
Subscribe

Posts from This Journal “архетипы” Tag

  • Архетипы: Злодей - отец "семьи"

    Этот архетип, как и многие другие, уходит корнями в реальность. Можно вспомнить ещё Аль-Муалима, но там немного другая схема была. Там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments