"Роковая женщина", объект "фатальной" страсти. Типаж, существоваший, на самом деле, не одно столетие (а то и тысячелетие, ведь в мифологии можно найти божественные и не очень примеры подобной "роковой пассии"). Однако максимальное распорстранение и известность получил в начале и середине 20-го века, на волне дикой популярности детектива, особенно в Америке.
Важно понимать, что типаж типажу рознь. Елена Троянская - отнюдь не femme fatal, хотя Википедия и старается меня убедить в обратном. Образ "роковой женщины" - это не просто красота, но и ум, коварство. Это женщина, которая может перерезать глотку после постельных утех. И уж наверняка она может воткнуть нож в спину, предать, подставить и так далее.
Суть в том, что "роковая женщина" - это девушка, которая обладает силой, несмотря на обратное мнение мужчин о ней. Что, собственно, логично, учитывая отношение к женщинам в Америке тех времён, где этот образ совершенствовался. У неё есть красота и жестокий расчет, которые она использует, чтобы добиться своего - или хотя бы выжить в эти жестокие времена (например, в Великую депрессию и времена "сухого закона", что почти одно и то же).
Важно понимать, что роковая женщина не должна поступать нелогично. Она играет в свою пользу, максимально эгоистично, потому что "она лишь слабая женщина", ей бы о себе позаботиться. С этой позиции и нужно обыгрывать её предательство. Она могла бы вытерпеть пытки, но просто не видит в этом смысла. Мужчина, который с ней делит постель, не первый и не последний, а возможно, даже и не один за ночь. Поэтому скрывать и утаивать информацию ради его спасения не несёт выгоды. Возможно, когда-то у неё и была "любовь до гроба", но этот человек умер или предал её, а потому теперь она не привязывается к мужчинам (или женщинам, если уж на то пошло).
Разумеется, делать персонажа полностью по архетипу глупо. Можно, конечно, обыграть классический образ с необычной стороны. И можно, естественно, спародировать тот же образ, используя установленные шаблоны. Но тут нужно понимать, что персонаж превращается в человека, когда у него есть своя история. Роковой женщиной не рождаются, ею становятся в результате определённых обстаятельств. И если не облажаться и сочинить хорошую историю, намешав в образ черты реальных знакомых "опасных женщин", можно получить нечто оригинальное и интересное. Даже если по ходу пьесы персонаж будет полностью следовать шаблону la femme fatal.
Любопытные варианты девиаций архетипа. Во-первых, это показать становление роковой красотки в процессе книги. Во-вторых, вынужденная femme fatal - то есть, наносящая предательский дар в спину из лучших побуждений. Например, убившая друга главного героя ради спасения самого героя. В-третьих, обратное становление "роковой женщины", то есть когда по ходу дела героиня "перевоспитывается". Ну а вообще, девиаций масса. Опять же, архетип архетипом, а персонажи должны быть похожи на живых людей, а не на Джессику Рэббит из "Кто подставил Кролика Роджера". Хотя вру, даже она не похожа на типичный пример.
А какие примеры воплощения этого образа помните вы?
P.S.: Ах да, на волне расцвета ЛГБТ появился новый типаж - l'homme fatal. Как вы понимаете, это "роковой мужчина". Конечно, опять же, есть много вполне таких гетеро-примеров, вроде дон Жуана и Казановы, но это не то. А l'homme fatal - именно мужик, соблазнающий мужика, а потом режущий ему глотку. Ну вы понимаете, эти геи... Шутка, если кто не понял.