Вот мы наконец и дошли до фантастики в сборнике "Детектив. Фантастика" 1990 года, второй том которого я сейчас читаю. Хотя в этот раз можно сказать, что короткий рассказ Джеймса Балларда "Похищенный Леонардо" в то же время и детектив.
Сюжет вкратце - похищают известную картину Леонардо да Винчи "Распятие" (не существующая, на самом деле), и главный герой, владелец одной из знаменитых галлерей в мире (не той, откуда украли картину), вместе с другом размышляют, кто бы мог это сделать и зачем. Мало того, что это крайне непросто - картина была прибита к дубовому щиту, и вместе с ним весила очень много, так ещё и продать эту картину почти нереально - скандал слишком громкий. Однако затем друг главного героя, проведя некоторое исследование, делает странный вывод, что эту и многие другие картины, изображающие распятия, в разные годы крал, а затем возвращал Агасфер, знаменитый Вечный Жид....
Рассказ очень короткий, всего 17 книжных страниц. Стоящий в книге рядом с Джеймсом Хейзом, как прямой укор тому, замаравшему 140 страниц на более скучную историю, завязанную на деньги. В этом царсте минимализма Джеймс Баллард изобразил исключительно то, что нужно было. Из персонажей раскрывается лишь Агасфер, и это собственно, смысл всего рассказа - показать его с необычной стороны.
Не буду долго распинаться, сразу перейду к оценке - это 9 из 10. Почти идеальный рассказ, занимающий положенное рассказу время. Раскрывающий свою тему с нужного ракурса под правильным углом. Некоторые вещи можно было бы сделать иначе, но в целом, очень хороший рассказ.
Следует за этим рассказом история уже знакомого по прошлом тому Реймонда Чандлера. Можно сказать, в предвкушении.