JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Categories:
  • Mood:

Писательство: Метод волшебной палочки

Речь пойдёт об одной и той же сюжетной дыре, куда сливается такое количество книг, фильмов и игр, что даже представить сложно. Причём речь не только о фэнтези, но и о научной фантастике.

Суть этого метода заключается в том, что законы мира работают, как угодно сюжету и писателю. Однако как правило, писатели и сценаристы плевать хотели на то, чтобы чётко очертить законы и границы мира. А потому когда нужно сделать определённый сюжетный поворо, внезапно спасти героев или объяснить нелогичность действий какого-либо персонажа, они просто говорят "потому что". Причём после потому что звучит одно, а на самом деле подразумевается другое.

Палочки Гарри и Волан де Морта с одинаковой сердцевиной, а потому они не могут просто взять и убить друг друга. На самом деле они не могут просто взять и убить друг друга, потому что сюжет уже прописан до седьмой книги, а главный герой не может победить главного злодея, попав в западню. Не может он и умереть, потому что главный герой. Чтобы как-то спасти его, приходится вводить дополнительные правила и объяснения. Метод волшебной палочки.

Как это работает в научной фантастике. Мы не можем телепортировать людей на борт корабля, если они двигаются. О нет, главные герои падают в бездну, и у них порвался парашют! Внезапно техник на борту настолько гениален, чтобы телепортировать их прямо в полёте. Затем падает второстепенный персонаж. "Ну, я не успел." А всё просто - ГГ надо спасать, обходя законы логики и физики. А второстепенные персонажи должны умирать, чтобы влиять на мотивацию и раскрывать основных персонажей через боль утраты.

А ведь и Джоан Роулинг, и создатели Стар Трека убеждают, что законы их миров проработаны до деталей. Yeaaah No.

Забавно, что при этом в гораздо более скромных произведениях законы мира гораздо более строго следуются. Например, в книгах Ника Перумова. Окей, пример не скромный, но подходящий. Тут тоже есть промахи, и местами значительные, но что касаемо законов магии и их выполнения, то это очень хороший пример. Если же говорить о научной фантастике, то только что прочитанный "Гиперболоид инженера Гарина" идеально следует заданному фантастическому допущению. Можно попенять, что Гарину слишком уж везёт по сюжету, но во всяком случае его гиперболоид - не волшебная палочка, действующая как угодно и когда угодно.

Проблема ещё вот в чём. Вполне возможно, что та же Роулинг действительно продумала законы мира, и всё учтено. Однако на читателя вся информация вываливается в конце книги, а потому выглядит, как самовольное изменение правил, как угодно автору.

Вывод? Ну, как говорил Курт Воннегут на своих семинарах: "помните, что вы пишете для незнакомцев". Читатели не знают ничего о вашей жизни, не знают привычек и уж точно не знают, что вы думаете. Поэтому всё нужно проговаривать.

Tags: писательство, размышления
Subscribe

Posts from This Journal “писательство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “писательство” Tag