Борхес часто рассуждал о смерти и загробной жизни. Впрочем, назвать "Диалог мёртвых" лишь рассказом о загробной жизни нельзя. Нет, это нечто другое, и снова связанное с историей Южной Америки. Об одном из действующих лиц я не смог ничего найти, а вот о Хуане Мануэле Хосе Доминго Ортис́е де Росас-и-Лопес-де-Осорнио (далее - Росас) известно много, как о видном политике и военачальнике.
Загробный мир, и Росас, после многих лет жизни, попадает туда. Его встречает солдат, которого он когда-то приказал убить. В посмертии нет нужды продолжать вражду, однако бывшие противники вступают в словесную перепалку, выясняя, что есть слава и известность, и что они значат. А так же сколь преходяща жизнь и неминуема смерть, вместе с её извечной загадкой. Их диалог мог бы продолжаться долго, но "в этот миг Кто-то позвал их."
На фоне ранее рассмотренных рассказов этот является пока самым длинным и занимает целых три страницы. Казалось бы, на большем полотне Борхес должен развернуться шире и с подробностями. Однако он остаётся верен своей манере выдавать скупо яркие детали, дающие пищу для воображения, легко дорисовывающего картину.
Что же касаемо рассуждений, представленных в форме диалога двух покойников, то с одной стороны, в них нет каких-то кардинально новых истин или теорий. Однако мысли Борхеса будто смещены относительно привычной точки сборки сознания. Возможно, это национальное, но читая его прозу, я никогда не перестаю удивляться, как это, с одной стороны, близко мне, а с другой, я бы никогда не подумал о тех же вещах в таком ключе. Это, пожалуй, ключевая особенность Борхеса - возможность увидеть другую картину мира. Нечасто мы получаем такую возможность, даже читая книги иностранцев.