Внезапно оказалось, что в Homo Legens эссе и рассказы рассортированы по странам и вот я, преодолев СССР, перешёл к Франции. И почитав два рассказа понял, что чур меня чур читать это всё. Так что дальше я буду и читать, и, соответственно, рассказывать о самых разных рассказах из книги, ориентируясь по своим интересам и предпочтениям. Например, здесь есть рассказ Конан Дойла "За волшебной дверью" или "Маэстро задаёт вопросы" Хэмингуэя. И если мы будем идти по порядку, до второго ну никак не дойдём. А я уверен, это не только мне интересно будет. Но давайте уже к сегодняшнему объекту.
Знать об Анатоле Франсе стоит решительно вот что - он лауреат Нобелевской премии по литературе, деньги от которой были направлены в пользу голодающих в России (был это 1921 год, все в России выживали как могли). А ещё он был французом в самом типичном смысле и любовь к книгам у него какая-то уж очень плотская. Просто приведу цитату, вынесенную в эпиграф рассказа: "Я с первого взгляда узнаю настоящего библиофила по тому, как он дотрагивается до книги." И это так, только образец. Дальше начинается уже какая-то книжная эротика, и кто бы мог вообще подумать, что такое существует, однако же вот оно.
Самое забавное кроется в том, что в качестве заядлых любовников книг Франс приводит двух своих друзей-священников, викария и каноника. Рассказывает о том, как они ревновали друг друга к книгам. Об их постоянных прогулках среди книжных рядов на набережной Сены. О том, в чём они были схожи и чем различались - внешне и внутренне. Любопытнее всего финал, где Франс цитирует Бисмарка, намекая на то, что книги - не совсем хорошее увлечение для здравого ума. Однако мол, как и все влюблённые, влюблённые в книгу неизбежно безумны.
И да, если вас это смущает и злит, я вас очень понимаю. Размышления Франса вообще таковы, что ни согласиться, ни, тем более, поддержать их я не могу. Всё же стоит понимать, что автор при указании любви к книгам больше всего имел в виду любовь не к книгам, как к информации, ими хранимой, а именно как любовь к объекту коллекционирования. Редкие издания, необычная комплектация, особенности издания. И это, с одной стороны, должно бесить, поскольку речь опять не о чтении, а о весьма приземлённых вещах.
С другой стороны, после всех предыдущих рассказов о том, как прекрасно чтение, я рад этому перерыву. Вообще то, как пишет и описывает Анатоль Франс, так сильно отличается от ранее описанного, что это как свежий ветерок в затхлом помещении. Неожиданно, но приятно.
Прочитать этот небольшой рассказ можно здесь - http://redkayakniga.ru/biblioteki/item/f00/s00/z0000019/st010.shtml