JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Спектакль "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

Я очень хотел сделать видео про этот спектакль - было много визуальных ассоциаций, которые я надеялся показать. Но у меня сейчас и так завал в плане монтажа, и если бы я всё же взялся снимать видео, к его выходу информация бы устарела окончательно. Так что я решил написать текст.

Когда мне предложили прочитать оригинальное произведение Ричарда Баха, чтобы понятней была постановка, я уже насторожился. Мне всегда казалось, что в какой бы форме не было предоставлено зрителю произведение, оно должно быть самодостаточным. Всё же отбросив сомнения, я вошёл в Конгресс-Холл ДГТУ и присел на втором ряду посередине, прямо перед лестницей на сцену.

Первое, что я отметил - предначальное представление. Вместо обычного занавеса у ребят из театрального коллектива "Лис" полупрозрчаное полиэтиленовое полотно с надписью "Предела нет". За ним стояли прожектора и пока зрители рассаживались, актёры ходили между прожекторами и полотном, устраивая театр теней. Пожалуй, лучшая часть постановки - потому что без слов и каждый увидит в ней что-то своё. Затем занавес поднялся и начался спектакль. Вместе с ним образовались проблемы.

Прежде всего отмечу неопределённость в повествовании. Сцена начинается с речи, читаемой как будто рассказчиком из-за кадра. Однако читает парень на сцене. Затем начинается диалог, и внезапно этот же парень отзывается на Джонатана и говорит уже от первого лица. В некоторые же моменты актёры и вовсе ломают четвёртую стену и обращаются к аудитории. И всё это вместе ломает какую-либо целостность повествования уже само по себе. Но к этому же прибавляется ещё и особая техническая фишка постановки.

Роль Джонатана, как и единственного второго поименованного персонажа - Флетчера Линда, переходящая. У всех актёров на груди есть лампочка, которая загорается, когда... И вот тут ещё одна проблема. Изначально эта лампочка обозначала Джонатана, затем - всех "чаек", которые интиллигентны и отрешены от "жрать, срать, ржать", цитируя Фримана. Затем к этому добавляется ещё и Флетчер.

Понятна идея, которую преследовал режиссёр-постановщик - продмеонстрировать наглядно эпиграф к повести: "Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живет в каждом из нас". Проблема в том, что в итоге в определённые моменты совершенно непонятно, кто говорит, что хочет сказать, что вообще происходит на сцене.

Раз уж зашла речь о персонажах, сразу стоит сказать, что они никаких. Как те, что поименованы, так и те, что остаются без имён. Старейшина чаек на Земле, учитель Ливингстона по полётам... Несмотря на наличие на сцене большого количества актёров (около тридцати, наверное, человек), много важных персонажей было вырезано. И те, что остались... Видно, что актёры стараются. Но вот проблема - почему они всё время кричат? Как бы, микрофоны есть и настроены, тут вполне можно было говорить. Но разумеется, проблема в нехватке актёрской игры. На самом деле очень немногие способны показать накал эмоций, не поднимая голоса. Требовать подобного мастерства от молодых актёров я по идее не должен. Но как иначе они поймут, что это вообще возможно?

Проблема с целостностью ещё и у сюжета. Оригинальная притча Баха была очень отрывиста и создавала впечатление, что это лишь набросок книги или сценария. Спектакль же представляет из себя ещё более порезанную версию. Причём при этом у создателей нашлось время, чтобы впихнуть длинные сцены танцев. Тут я вынужден признать свою ущербность - я не воспринимаю танцы, как искусство. И ещё хуже отношусь к ним тогда, когда это очевидный филлер! В постановке, где не хватает важных сцен! Да вы в конец зажрались, мать вашу?!!

Извините, но это меня и впрямь убивает. В постановке отсутствуют важные, ключевые сцены из повести Баха. Мне не особо нравится его притча и стиль её, но у него всё же одно событие сменяется другим осознанно, а не случайным образом. Когда Флетчер внезапно устраивает сцену истерики Джону, мол, я же твой лучший ученик и друг, я чуть в голос не закричал - лучший на фоне кого? В постановке не было других друзей у Джона! Он был одиночкой, и они с Флетчером предстают единственными представителями "просвящённых чаек". Так что за предъявы тогда? Причём этой сцены как раз в оригинале не было. Там и Флетчер, и Джон были культурными англичанами и были спокойны даже в момент крайней опасности. Как Джеймс Бонд.

Вообще, стоит заметить, что постановка отличается ещё и в посыле, идее. Повесть-притча Ричарда Баха была своеобразным перефразом истории Иисуса, но с важными изменениями. На месте было обращение к зрителю, мол, ты тоже можешь стать лучше. В спектакле же вся эта подоплёка была выкинута, осталено лишь обращение к избранности зрителя. Ты - Избранный! И ты! И ты! Все мы избранные! Надо лишь стремиться, ведь пределов нет!

Ах да, и кстати. В оригинале чайки были настолько круты, что могли мгновенно телепортироваться в другие миры. Это не раскрыто, а чудесное воскрешение Флетчера поставлено так, что вообще ничего не понятно.

И вот в этом вся эта постановка. Она обрезанная, отрывистая и не знает, что вообще хочет из себя представлять. Безусловно, нужно делать скидку на тот факт, что это не то второй, не то третий подобный опыт как у режиссёра-постановщика, так и у актёров. И опыт не сказать, что совсем уж неудачный. С точки зрения стиля, декораций, идеи с вот этими лампочками - всё здорово. Но сценарий, постановка и игра большей части актёров оставляют желать лучшего.

Как итог, где-то в районе 3 из 6. На момент, когда я выходил из зала, хотелось влепить 2 из 6. Но по здравому размышлению я понял, что это в значительной степени мои проблемы, а не что-то более-менее объективное. (расшифрока системы оценок)

P.S.: режиссёр Евгения Тикиджи-Хамбурьян, а также Ксения Канева - молодцы. Сцены с их участием (да, режиссёр ещё и актриса), пожалуй, лучшее, что было в этой постановке. И если у вас встаёт вопрос, откуда я знаю имя одной из актрис - так именно по её приглашению я и попал туда =). И к слову, нет, это не грубая лесть в отношении этих двух девушек. Мне действительно понравилось, как они играли. На фоне остальных - очень неплохо. Была и ещё одна девушка, что играла неплохо, но её имени я не знаю.

Tags: рецензия, театр, честность
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “театр” Tag