JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Сценарии для комиксов по Алану Муру (Alan Moore's Writing for Comics, 1985-1986, переиздано в 2003)

Алан Мур - удивительный человек. Сценарист комиксов и писатель из туманного Альбиона, чьё влияние на индустрию комиксов и вообще на мир невероятно. Его авторству принадлежат многие работы, считающиеся сейчас классикой графических романов. Например, "Хранители" или "Убийственная шутка". Его перу принадлежит одна из немногих историй о Супермена, которую всем рекомендуют ознакомиться, "Что случилось с Человеком Завтрашнего дня?" Пожалуй, я мог бы потратить целый пост на перечисление достижений этого человека, но не сегодня об этом.

Значимость этого человека была велика уже 80-х годах, так что британский журнал Fantasy Advertiser предложил ему написать небольшой цикл статей о том, как следует писать сценарии для комиксов. Получилось весьма занятное пособие о шести главах, которое издательство Avatar Press выпустило под одной обложкй в 2003 году с небольшим дополнением от автора, которому спустя 15 лет после написания оригинального текста было что добавить.

Где-то здесь я обычно должен приступить к описанию сюжета книги, но поскольку мы имеем дело с нехудожественной литературой, то остаётся лишь просто описать общее содержание. Которое, в принципе, становится понятно уже по названию глав, перечислять которые у меня нет желания, а у вас, я уверен, интереса. Достаточно сказать, что начинает Алан Мур с основы комикса, которой служит идея, и заканчивая, собственно, сюжетом и сценарием.

И это правильно. В смысле, что сценарий и сюжет Алан Мур ставит значительно после всего остального. О нём нужно думать уже после того, как у вас появилась идея, вы продумали структуру, метод повествования, создали мир и населили его персонажами. Причём, важно понимать на каждом уровне подготовки к сценарию, что эти технические детали с вероятностью в 90% не будут, да и не должны быть видны в самом произведении. Когда вы приходите к фокуснику, вы приходите не ради дыма и зеркал, а ради магии. Как гласит известная цитата - зритель хочет быть обманутым. (этот абзац - вывод из прочитанного в книге и моего опыта, как читателя)

Самой важной частью этого произведения, пожалуй, стоит назвать первые две главы. Потому что о создании мира, персонажей и о том, как именно должен выглядеть сценарий, вы могли видеть в куче других пособий. Да, Алан Мур рассказывает об особенностях продумывания этих вещей для комикса, но тем не менее. Однако первая глава, где автор рассуждает о том, как делаются комиксы, какие подходы применяются создателями. О том, насколько велика разница между идеей и сюжетом. Это важно.

И ещё последняя глава, написанная в 2003 году. Она поднимает очень интересный вопрос, но он касается лишь тех писателей, что уже написали множество произведений. Потому что это вопрос о стиле и работе с ним. Проблема того, что многие писатели начинают раз за разом писать одну и ту же книгу в разном антураже (например, Пехов в книге "Летос"). О том, как избегать этой ловушки.

Что радует - написано всё очень толково, с интересными примерами и сравнениями. В связи с чем текст рекомендуется всем писателям вообще, и просто заинтересованным личностям. Это не только познавательно, это ещё и интересно читать. Правда, есть одна проблема - после этого вас может потянуть прочесть комиксы Алана Мура.

Итог: 6 из 6. Стоит понимать, что оценку я ставлю с точки зрения цели, для которой была написана эта книга. Как пособие для начинающих сценаристов комиксов, она очень хороша. Хотя, как всегда, должен заметить, что это исключительно моё мнение. Не так давно на русском продавалась книга Стэна Ли "Как создавать комиксы". Вполне возможно, что она не менее интересна и познавательна.

P.S.:Что достаточно забавно - не так давно я таки зарегестрировался Букмейте, прежде всего чтобы ознакомиться с творчеством lidok_nyan. Не так давно у неё там стартовала серия статей "Манга-студия", которая рассказывает о том, как сочинять мангу. Безусловно, там есть свои особенности, о которых можно понять в главе "Инструменты и материалы", но вот когда речь заходит о сценарии, всё выглядит очень знакомо. С одной стороны, у Лиды меньше примеров и более "сухой" текст, а с другой стороны у неё куда всё информативней с технической точки зрения. "Вот так делаешь персонажа, и не забудь про это, это и вон то. А то будет твой персонаж совершенно нелеп." Это я сейчас очень грубо обобщил, но как-то так это для меня выглядело.

Tags: книги, комиксы, микро-рецензии, писательство
Subscribe

Posts from This Journal “писательство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “писательство” Tag