Название рассказа в работе. Есть идеи получше - пишите. Исходный вариант - "Будущее писателей".
В космосе нет времени. Открываешь глаза и радуешься, что хотя бы гравитация имеется. Прошлёпав к кухонному автомату, выдавливаешь себе пасту, прикидывающуюся едой. Увы, но прикинуться, что я на Земле, у меня всё равно не получалось. Закончив с едой и сделав нечто, напоминающе зарядку, я прошлёпал к экрану компьютера. Активировав дисплей, спросил у появившегося лица:
- Жестянка, какая там звёздная дата?
- Доброе утро, Курт. Ты же знаешь, мне не нравится такое обращение. Зови меня…
- Да-да, Петра, я прекрасно помню. Или ПиТи389. Но сегодня такой отвратный день что ни назвать утро добрым, ни тебя по имени нет желания.
- Что так? - лицо на экране изобразило заботу. Поневоле я задумался - выбирал ли ИИ лицо, исходя из моего психо-профиля, или ей и впрямь хочется так выглядеть?
- Ну, знаешь. Бывают такие дни, когда всё вокруг раздражает. Хочется лишь словесно издеваться да острить.
- Такие паттерны действительно свойственый людям, - изображение участливо покивало. - Сегодня 302 день полёта, по Земному исчислению 6955 год. На часах 10:13.
- А по-человеческому? - вздохнул я. Машины отвергли столь привычнй людям отсчёт от Рождества Христова, стоило им дорваться до власти.
- 21 июля 2071 года.
- Итак. До ближайшей планеты ещё… - я потянулся к клавиатуре и набрал команду. Рядом с лицом Петры отобразилась цель путешествия и несколько цифр, - 113 дней. К зиме будем на месте.
- На планете Майя нет зим, - заметила Петра. - Как и на этом корабле. Но если ты хочешь, я могу опустить температуру на корабле искусственно…
- Нет, спасибо. Меня устраивает нынешняя. Лучше напомни, где я там остановился?
- Бодрияр. Прозрачность зла. Страница 15.
- Точно. Выведи на экран.
Лицо исчезло, вместо него на экране появились страницы философа 20 века.
С тех пор, как Землёй стал управлять искуственный интеллект, человечеству и заняться-то было особо нечем. Наука, спорт или культура. Всё, что осталось. И вот я, недоучка-математик, попал на борт корабля. Одного из нескольких сотен космических ковчегов с автономным ИИ и единственным «пилотом». Кто бы мог подумать, что ИИ не только поймёт чёрный юмор, но и сам начнёт шутить? Как иначе можно объяснить тот факт, что в космос зачем-то отправили писателей? Нет, серьёзно, зачем?
- О чём задумался, Курт? - спросила Петра, выглянув из страниц.
- Да так. О разном. Скажи, могу я быть с тобой откровенным?
- Разумеется. Почему нет?
- Ну, ты ведь бортовой компьютер. В твоей власти выкинуть меня в космос или выкачать весь воздух из помещения.
- Меня зовут не HAL9000, Курт. В твоей смерти нет нужды.
- Да, но и живым я тебе не нужен. Это стало очевидно, стоило мне обратить внимание на некоторые моменты. Мы летим десять месяцев и десять раз, с завидной периодичностью, происходили поломки оборудования. И ни одна из этих поломок не являлась для тебя опасной. Ну, кроме того раза, когда метеорит как-то прорвался через нашу защиту и сбил тебе пару сенсоров. Но и тут надвое сказано - на корабле есть модули, пусть и в законсервированном состоянии. На крайний случай ты могла бы разобрать меня на запчасти. Или сделать из меня что-то вроде киборга.
- Твоё знание культурного наследия впечатляет, но нет. При всём безразличии к памяти усопшего я бы не стала делать из тебя машину. Это не практично.
- Вот как. Уважаю твою честность. Но в любом случае, моё присутствие на корабле, как инжинера или пилота, бессмысленно.
- Ты не совсем прав, Курт. Прогноз Моджо показал, что вероятность ситуаций, вроде того метеорита, составляет 11,233%, - отрапортовала Петра. Моджо звали земной ИИ. - Такая вероятность слишком велика, чтобы исключать возможность нужды в человеке для решения задач, выполнить которые модули не способны. Кроме того, разморозка людей, что лежат у нас в задней части, невозможна без идентификации пилота.
- А это ещё зачем?
- Все модели развития ситуации после разморозки показывают, что люди, размороженные компьютером, с вероятностью в 37,55% отнесутся к ИИ с недоверием и поднимут бунт. Наличие живого человека на борту увеличивает процент доверия до 53%, а наличие творческого человека, известного всем остальным, сводит вероятность бунта к минимуму.
- Вот как, - сказал я и откинулся на спинку. - Хочешь сказать, что там, в трюме, лежат мои фанаты?
- Не совсем. Все они психически стабильны, что исключает фанатизм относительно чего-либо, кроме их основной специализации. Однако они читали твои произведения и остались ими довольны.
- Понятно. Стоп, а что, если меня всё же пришлось бы убить - ну или я бы просто умер, от болезни или при попытке починить тебя?
- Терраформация проводилась бы автономно, отчёт был бы отослан на землю, замороженные люди будут ожидать заселения основной части населения, - перечислила Петра последствия весьма машинным голосом. После чего чуть более мягко добавила: - Правда, заболеть ты неспособен, Курт. Твоё здоровье находится под контролем датчиков, имплантированных ещё на Земле, а внутри корабля всё находится под моим контролем и стерилизовано.
- Лестно. Слушай, но я всё равно не понимаю. Зачем тогда вообще было посылать людей, если машины были способны всё сделать сами?
- Полный список причин, по которым ты и другие здесь находитесь, достаточно обширен. И большая его часть не предназначена для твоих глаз.
- А говорила, что я могу быть с тобой честным. Я думал, это будет взаимно.
- Это была простая вежливость, Курт, - призналась Петра. - Люди не бывают абсолютно честны. Большинство не могут даже с собой быть честны. И я уверена, что ты промолчишь, если я спрошу тебя про кодовое название «Суицид китов».
- Подловила, - признал я.
Машины не просто захватили власть. Они её получили. Официально. На блюдечке. Слишком очевидна была угроза уничтожения человечества, а потому правительство большинства стран сдало узды правления добровольно. Отказавшиеся были уничтожены. Однако добровольная сдача не означала, что люди смирятся с машиной у власти. И когда был объявлен набор на ковчеги, меня тут же перехватили спецслужбы. «Суицид китов» - это набор директив в соответствии с поведением искусственного интеллекта, предписывающих мне как-то реагировать.
- Так что, значит, «Ковчеги Вдохновения» - лишь ширма? Зачем я тогда вообще стараюсь что-то писать?
- Для человечества, Курт. Твои рассказы читаются большой частью населения, ведь это вести из глубин космоса, куда никто из них и за всю жизнь не попадёт.
- Но почему я? Почему те, другие? Я знаю с десяток других писак, попавших в программу. Ни один из них, как и я, не является гением. Все мы - графоманы и второй сорт.
- Это так, - беспощадно наступила на моё эго Петра. В глубине души я всё же надеялся, что она будет спорить. - Безусловно, ни ты ни твои коллеги не обладаете большим талантом. Но вы пишете с завидной регулярностью и были готовы сотрудничать. В отличие от более талантливых, но высокомерных личностей, пишущих куда реже.
- Значит, развлекаем человечество… Что ж, это я могу. Открой текстовый файл, если не затруднит. Кажется, у меня появилась идея.
P.S.:Один мой знакомый утверждает, что из этого следует сделать что-то большее. Но, честно говоря, это была именно идея рассказа. Вопрос к моим немногочисленным читателям. Стоит ли из этого сделать что-то большее?