Retro

Жан-Пьер Жибра - "Отсрочка"

Важный момент, который часто не осознают люди, презрительно относящиеся к "детским" увлечениям - играм и комиксам, например. Да что уж там, некоторые и фильмы с сериалами в ту же стопку относят. Так вот, момент заключается в том, что всё перечисленное - изобразительные средства. Необычные, но всё же. Правит балом всегда история. Даже не так. Не история, а то, что стоит за ней. И если автор хочет что-то сказать, вопрос выбора средства определяется лишь наибольшим удобством. Какие-то истории проще рассказать (книги). Какие-то показать (фильмы). А некоторые - нарисовать (комиксы) или запрограммировать (игры).

Всё же при слове комикс, пусть даже если мы говорим о более "серьёзных" выриантах, вроде bande dessinée, возникает некий образ. Супергерои, фантастические допущения. Это я к тому, что сегодняшний субъект вообще не из этой категории. Ближайшее, с чем можно сравнить "Отсрочку" - это Маус Шпигельмана, но даже он как-то отходит в сторону из-за рисунка. В "Маусе" образы людей были заменены на образы животных - по самым разным причинам, например чтобы снизить градус мрачности и жестокости. "Отсрочка" наоборот, изображает людей максимально реалистично.

Собственно, немного о самой истории. На дворе 1944 год, и Франция находится под окупацией немецких войск. Главный герой Жюльен должен был отправиться в Германию и присоединиться к войскам оккупантов, но спрыгивает с поезда и возвращается в родной городок, почти что деревню. Появляться на людях он не может, ведь тогда его уже не просто на войну пошлют, а в заключение, как дезертира. Поэтому он прячется в пустующем доме и наблюдает за происходящим на главной площади городка.

Хотелось начать со спойлера, но многие могут и сами догадаться. Все предпосылки к тому в наличии.

На самом деле очень сложно обосновать, почему это хороший графический роман (каждый раз выписывать bande dessenée у меня, боюсь, не смогу). Я тот ещё фанат фэнтези и фантастики, а потому на первый взгляд тут мало чего привлекательного. Никаких фантастических допущений нет, однако история просто великолепна.

Прежде всего она хороша в своих деталях. Жюльен наблюдает за городской жизнью, и поскольку городок маленький, всех и каждого он знает. А через него и мы узнаём. Все они выглядят живыми людьми, переживающими непростые времена. Проработка основных же персонажей это вообще образец того, как следует прописывать персонажей. И не просто как их прописывать, но и как их развивать в течение истории. Как они меняются вместе с ней.

Придраться, разумеется, можно. Придирка у меня единственная, и она исключительно к долгой экспозиции. Прежде чем история затащит читателя в книгу, пройдёт где-то 30-40 страниц (всего их 112), в течение которых Жюльен обживается в пустующем доме и рассказывает о городе и его жителях. Преодолевая этот фрагмент, я раза три откладывал книгу в сторону, потому что засыпал. Однако когда фигуры на доске наконец были расставлены и действие началось, оторваться до конца было уже далеко непросто.

Ещё, пожалуй, тут нет какой-то общей морали, которую читателю предлагают извлечь. Вместо этого в наличии порядка десятка более мелких идей и посылов, заключённых в персонажей. О том, что нельзя судить о людях по внешности. О том, до чего доводят мелкие просчёты. О том, что в тихом омуте черти водятся. И пожалуй, это одна из тех многогранных историй, что к каждому читателю будет поворачиваться своим боком. Но каждый, безусловно, найдёт в ней что-то своё. Историю о любви. Историю о семье. Историю о маленьком городе.

Выражаясь в терминах, подсказанных мне Берроузом, получилась история, затрагивающая вечные темы. А значит, произведение будет актуальным и много лет после того, как умрёт последний, кто жил в те времена.

Итог: 6 из 6. С точки зрения предполагаемого замысла автора "Острочка" превосходно реализована. Пожалуй, не возникает даже мнения о том, что эта история выглядела бы лучше в виде рассказа или фильма. Нет, Жибра вовсю использует возможности комикса, как изобразительной формы. Поясню - это значит, что значительный пласт информации изображён на панелях графического романа и не нуждается в дополнительном пояснении текстом.

P.S.: А ещё эту книгу сложно достать в Ростове. Выпуском романа занималось издательство "Карьера-Пресс", и в комикс-шопы оно почему-то не попало. Ни в Черепахе, ни в Хочу про него даже не слышали. Во всяком случае, так сообщает мой друг, одолживший мне эту книгу. Так что если вы заинтересованы, проще всего, наверное, будет заказать через Лабиринт или Озон какой-нибудь. (Ещё в Новом Книжном можете попробовать. Но там дорого будет)

P.P.S.: Ничего не сказал о качестве рисунка и перевода. Первое - потому что вы всё видите и либо вас этот рисунок впечатлит, как меня, либо нет. Второе - потому что французский. Я его не знаю.

Posts from This Journal by “bande dessineé” Tag

Великолепный взрослый комикс, здорово, что вы про него написали.

(Я так понял, что героя забирают на принудительные работы в Рейх, а не в армию.)
Да вот так и осталось для меня не понятным. Вроде как обозначают, что забирают в Германию. Деталей не сообщили.

Я был рад найти ещё один комикс, достойный рассказа)
Героя, скорее всего, забирали на "службу обязательных работ", STO
https://en.wikipedia.org/wiki/Service_du_travail_obligatoire

Вот прямо про его ситуацию:
A third "action Sauckel" followed: On April 23, 1943, the Germans made new demands for 120,000 workers in May and another 100,000 in June. On August 6, 1943, they demanded an additional 500,000. These goals were never achieved because increasingly potential conscripts evaded the requisitions. The STO caused the departure into hiding of nearly 200,000 evaders, of whom approximately one quarter became full time members of the French resistance.
Хорошие картинки. Их бы как иллюстрацию к книге, цены бы не было! ))
мне кажется, что те, кто называет чужие увлечения детскими, сами дети
да, отличная вещь! раза два уже перечитывал, а от рисунка глаз не оторвать! еще б "Пиноккию" и "Миссию в Таиланд" издали... только я что-то не уловил момент - уже второе издание "Отсрочки" существует, или еще не распродали первое (2013-го года)?
Не, это всё ещё издание 2013 года. Просто я, как всегда, о таких вещах узнаю чуть ли не последним(
дело в том, что я в Лабиринте смотрю год издания, а там указан 16... вот я и спросил)) неужели так раскупили его, что вторую печать пришлось делать через три года)))

Раскупили, я давно слежу за книгой. Ее не было одно время в наличии, я успела купить в Читай-городе, а в Лабиринте второе издание не так давно появилось.

ну, тогда радует интерес к данной книге! Тем более, что первый тираж был не таким уж маленьким - 2000, если память мне не изменяет...
Включусь напоследок. Таки да, переиздали. И это и впрямь радует.

Но у меня на руках всё-таки было издание вроде как 2013 года. Хотя возможно, это была допечатка того тиража просто.

Посмотрела свою книгу, у меня первый тираж 2000 экз, подписано в печать 15.10.2013. Считаю это немного экземпляров тиража. Если есть спрос быстро раскупают.

Смотря с чем сравнивать. Если с Блэксадом и Сэндменом, у которых тиражи в районе 8 000, то да. А вообще 2000 - стандартный тираж для комикса с неясной целевой аудиторией.
Иллюстрации просто замечательные!
Хорошо) но вот треть надо пролистать, чтобы заинтересоваться. На мой взгляд, уж слишком долго)
Пожалуй. Хотя возможно, это чисто моё восприятие, и кому-то прям с первой страницы зашло.

Ну и вообще, если подумать, что лучше - длинная экспозиция у хорошей истории, или отсутствие хорошей истории и необходимости въезжать в историю?)