JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Уильям Гибсон - "Периферийные устройства" (The Peripheral, 2014)

Не так давно я рассуждал о "Нейроманте", дебютном романе Гибсона. От него я перешёл к сборнику рассказов Сожжение Хром, а затем телепортировался на 30 лет вперёд, пропустив около 11 книг. Это не было сознательным выбором, просто так случай разложил карты. И безусловно, это было интересное путешествие, сопровождающееся попыткой понять, сколь изменился стиль автора с течением времени. Другое дело, оказалась ли "поездка" стоящей, но всему своё время. Нетерпеливые могут глянуть в конец статьи.

Сюжет "Периферийных устройств" крутится вокруг моста во времени. Имеется "типа" настоящее - общество, пережившее безъядерный, медленный апокалипсис через загрязнение мира и вымирание людей путём болезней и не только. И условное прошлое - 2030-е годы, где всё к этому апокалипсису идёт, но до него ещё не близко. Главные герои повести - Уилф Недертон, пиарщик из "настоящего", попадающий в передрягу, как следствие своей безалаберности. И Флинн Фишер, девушка из многодетной семьи. Берётся за любую работу, которую можно найти в американском захолустье, где она обитает. С этого всё и начинается - с подработки.

Надеюсь, вам не показалось, будто я описываю сюжет в духе "Дома у озера". Это ни разу не роман в смысле "романтическая история". Это скорее технотрилллер какой-то. Флинн через периферийное устройство, позволяющее перекидывать информацию в будущее и обратно, становится свидетельницей убийства, которое оказывается серьёзно замешано на политике "современного" мира. И в течении всего романа идёт нагнетение обстановки и подготовка к единственному дню, когда есть возможность провести опознание убийцы.

И вот это меня серьёзно выбило из колеи. Повествование идёт так медленно, что за движением мака, поворачивающегося вслед за солнцем, следить более интересно. При этом нельзя сказать, что прям совсем ничего не происходит. Кто-то с кем-то разговаривает, мы, читатели, при этом узнаём некоторые детали этого вероятного будущего. Но при всём при этом сюжет топчется на месте. Есть завязка, где происходит убийство и ещё пара сюжетообразующих событий. А затем начинается ожидание Годо. Правда, в отличие от пьесы, здесь кульминация и развязка таки на месте.

На что же нужны 440 страниц книги, спросите вы? Ну, на развитие персонажей. Их тут, на самом деле, немало. И они действительно хорошо прописаны, выглядят живыми людьми. Каждый проявляет свой какой-то характер. Правда, в некоторых моментах всё равно возникает вопрос - а это что ещё за персонаж? И это меня неприятно впечатляет. Потому что в конце концов, как окажется, всё это относительно неважно. С точки зрения сюжета в книге и впрямь буквально два события - появление загадки с убийством и разоблачение в финале.

Безусловно, тут есть множество побочных сюжетов. Например, борьба Уилфа с алкоголизмом. Или сюжетная линия про Флинн и её тяжелобольную мать. Плюс нам пытаются всё же показать сразу два мира будущего - ближайший, где всё делают с помощью 3d-принтеров, и более далёкий, где вовсю используются наноботы. Но учитывая, как эти сюжетные линии просто завязываются узелком по окончанию кульминации, это почти что возмутительно. На кой ляд всё это было?

Вероятно, ради политических, и не очень, аллюзий, которые постоянно будут возникать во время прочтения. Я, впрочем, замечу, что в сюжет введены русские. И не обошлось без стереотипов.

Как и в прошлый раз, вынужден обратить внимания на тяжесть языка Гибсона. Ему хорошо удаются диалоги, но стоит персонажам заткнуться, как начинается повествование, тягучее и засасывающее. Прочтение книги у меня заняло 3 недели, что для меня довольно много. Прочтение Нейроманта и Сожжение Хром заняло в совокупности 2 недели. Ну и опять же - очень мало действия.

Ах да, особенность повествования. Вся книга разбита на попеременное повествование. 1 микроглава от лица Уилфа, другая - от лица Флинн. Снова к Уилфу, и снова к Флинн. Главы действительно микро - по две-три страницы. И это не плюс и не минус, просто особенность. Полагаю, таким образом Гибсон пытался показать, сколь различно восприятие событий с двух разных точек зрения из разных временных точек.

Напоследок хотелось бы ещё добавить про мир будущего. Он какой-то... однобокий, что ли? Гибсон показывает жизнь ну очень больших затворников. При этом он дополнительно обрезает возможности социализации персонажам. В "настоящем" по факту мало людей, ибо апокалипсис, все дела. В "прошлом" же действие разворачивается в каком-то захолустье. И очень многое остаётся за кадром, как-то - политика, тронутая под конец самую малость; телевидение и вообще СМИ, упомянутые один-два раза; молодёжь и старики отсутствуют. При чём что забавно - на обложке книги Гибсон сетует, мол, в Нейроманте нет стариков и детей и описать Флинн, ухаживающую за матерью, он в те времена просто не смог бы. Но и в "Периферийных устройствах" так же нет детей и стариков. Все персонажи среднего возраста от 25 до 40 лет, за исключением отдельных персонажей, которые субъективно всё равно воспринимаются, как того же возрасте.

И ещё одно, что не оставляет мою голову. Временной мост между "настоящим" и "прошлым" никак не объясняется с технической стороны, что превращает "Периферийные устройства" в фэнтези, по сути. Но если честно, то и в "Нейроманте" была та же странная техномагия. И это ещё один момент, что разочаровывает в творчестве Гибсона. От отца киберпанка я ожидал больше... технологичности, что ли.

Итог: 4 из 6. Всё же сказать, что я не получил удовольствия, не выходит. Просто в какой бы элемент книги я не ткнул, есть, к чему придраться. Что-то меня беспокоит, там и тут. Особенно вот это мделенное повествование, которое внезапно сворачивается в финале. Хотя намёки были чуть ли не на "Войну и Мир" в условиях межвременных отношениях. Отсюда и разочарование.

P.S. Как итог, пока что больше всего мне понравились рассказы Гибсона. Некоторые из них мне не нравились, но в них всё куда было лучше с общей композией и повествованием. Как-то глаже. А вы читали эту крайнюю книгу Гибсона?

P.P.S.: А вообще у меня такое ощущение, что я порядком зажрался в последнее время. И обнаглел. В смысле, что мне почти ничего не нравится. Прям хоть вводи хэштег "Кит ненавидит всё". Ну или пора отдохнуть как-то от этого всего. Не знаю как, впрочем. Это не отдых от работы, это что-то, связанное с критическим мышлением.

Tags: книги, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Приключения Петровича и Патапума

    Пару недель назад разгребал бардак на книжных полках и нашёл брошюру формата А4. "Приключения Петровича и Патапума в стране привидений". Кусочек…

  • Сергей Зотов - История Алхимии (отзыв)

    дисклеймер: Я не много увлёкся описание происходящего в книге. Она не художественная, но если вы из тех людей, что не любят спойлеры принципиально,…

  • Рецензия на "Если бы я был чародеем"

    Лет пять назад на рынке книг появился новый способ публикации. Издательство print-on-demand, т.е. буквально «печать по требованию». Вы наверняка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Приключения Петровича и Патапума

    Пару недель назад разгребал бардак на книжных полках и нашёл брошюру формата А4. "Приключения Петровича и Патапума в стране привидений". Кусочек…

  • Сергей Зотов - История Алхимии (отзыв)

    дисклеймер: Я не много увлёкся описание происходящего в книге. Она не художественная, но если вы из тех людей, что не любят спойлеры принципиально,…

  • Рецензия на "Если бы я был чародеем"

    Лет пять назад на рынке книг появился новый способ публикации. Издательство print-on-demand, т.е. буквально «печать по требованию». Вы наверняка…