JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Андалузский пёс (Un chien andalou, 1929)

Ещё одна лакуна в кинообразовании заполнена. Впрочем, на этот раз лакуна весьма спорная, и всё же для меня важная, потому что я считаю себя поклонником сюрреализма, и в частности Сальвадора Дали. А "Андалузский пёс" - это совместная работа Дали и Луиса Бунюэля. Короткометражный фильм, являющийся переплетением снов и операторской работы. Один из немногих немых фильмов, которые вспоминают и сегодня.

Обычно второй абзац я всегда посвящаю сюжету произведения. Но тут проблема. Фильм нарочно не имеет сюжета. Дали и Бунюэль хотели попробовать передать ощущение сна. У них было два ярких образа, сохранившихся от визита в царство Морфея, и к ним было добавлено ещё с десяток. А затем всё это было отснято в течение пары недель, после чего выставлено на показ. Название же отсылает к поговорке "Андалузский пёс воет - кто-то умер!"

С позиции задумки - отснять материал без сюжета, основанный на ярких образах из снов - всё сделано идеально. Ну как сказать... Всё же под конец внезапно мы имеем вполне последовательный переход между милующейся парочкой и их мёртвыми телами в следующей сцене. А может, я просто слишком привы к сновидческим переходам. Не знаю.

В остальном же всё очень любопытно. Смотрится, конечно, непросто. 17 минут фильма тянутся, словно все 30. Потому что сцен много, и за счёт их обособленности и всё же при этом некоей связности единым хронометражом приходится обдумывать каждую. Разумеется, мозги закипают, ведь по привычке ищешь смысла, которого нарочно нет.

Точнее, как сказать. Поскольку у нас тут специально вытащенные из бессознательного образы, то их, конечно, можно анализировать. "Глаз - это луна, а луна - это безумие, а бритва - это, конечно, бритва Оккама. Таким образом имеем борьбу скрытого безумия с контролем - борьбу эго и супер-эго. Всё по Фрейду, господа!" Или "муравьи это трудолюбите, а дыра - это дыра в голове, символизирующая брешь в выстроенном строении разума. Таким образом муравьи - это носители идей, разбирающие строение разума по кирпичикам, чтобы выстроить что-то новое. Безусловно, этим режиссёр говорит - не разрушив старое, новое не построишь". Имейте ввиду - это лишь спекуляция и первое, что пришло в голову.

Оценивать фильм со стандартных позиций - персонажи, атмосфера, смысл - было бы довольно глупо. Всё же я замечу, что через всю ленту проходит два персонажа, сыгранные Симоной Марёй и Пьером Батчеффом. И в принципе их образы раскрываются. Опять же заявление спорное, поскольку... кино немое, мы судим по поступкам и некоторым образам, трактовать которые можно более, чем двояко.

Итог: 4 из 6. Это однозначно стоит посмотреть, я считаю. Конечно, тема сновидений Бунюэля не оставила до самого конца жизни, так что даже в куда более позднем фильме "Скромное обаяние буржуазии" она в центре внимания. Но именно "Андалузский пёс" - это средоточие идеи образности снов. Такое нигде больше не увидеть.

P.S.: К слову, я уже фильм посмотрел трижды, так что оценку можно вполне считать заниженной. Но опять же, мне всегда нравился сюрреализм. Для большинства это вряд ли будет иметь такую ценность.

P.P.S: А ещё с фильмом связана одна история. Исполнители главных ролей, Симона Марёй и Пьер Батчефф, оба покончили жизнь самоубийством. Причём Пьер-то пошёл стандартной схемой и наглотался пилюль. А вот Симона взяла и устроила самосожжение с помощью бензина. Настолько у неё была глубокая депрессия на фоне невостребованности в кинематографе.

Tags: кино, микро-рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “кино” Tag