jrchernik

Category:

Обзор комикса "Писатели и революция"

Недавно в сети появилась статья на предмет "какие комиксы выгодно выпускать издателю". Из неё выходит, что потенциал прибыльности у зарубежного и отечественного комикса примерно одинаков. Однако зарубежные комиксы не нужно рекламировать, а в раскрутку наших комиксов надо вкладываться. И потому российские комиксы сегодня публикуются редко. Часто либо за свои деньги, либо "с миру по нитке". Причём второй вариант требует, чтобы у комикса или у автора(ов) уже были фанаты.

Поэтому радует наличие людей, которые пытаются как-то изменить ситуацию. В данном случае речь про издательство "Комикс Паблишер". Сегодня речь пойдёт о комиксе "Писатели и революция", однако вместе с ним в магазины недавно поступили "Приключенцы", Shadrow и переиздание Розового слона. И это только за текущий месяц. В общем, это здорово, и я не мог это не упомянуть. А теперь о комиксе.

Это сборник историй из жизни известных писателей и поэтов вскоре после Революции. Всего историй шесть - про Ивана Бунина, Владимира Маяковского, Александра Блока, Михаила Булгакова, Сергея Есенина и Николая Гумилёва. Каждая история претендует на раскрытие некоторой особенности, некоей подробности из жизни писателя, связанной с революцией. Сказать однозначно, что все истории своей цели достигают, нельзя. Однако не отметить старание авторов тоже нельзя.

Все истории написал один человек — некий Дмитрий Романов. Причём насколько я понял, изначально это были рассказы, которые было решено переработать. Каждую историю рисовал другой художник. Например, историю про Гумилёва рисовал легендарный в некоторых кругах Аскольд Акишин. Мы с Совой рассказывали в подкасте про его недавний комикс "Командировка".

Художник - Наталья Фомичёва

Честно говоря, я не знаю, что писать об этом сборнике. В этих историях мало такого, о чём стоило бы рассказывать. Запомнилась разве что история Булгакова, как самая сюрреалистичная. Автор, а вслед за ним и художник (Наталья Фомичева) решили рассказать про то, как Булгаков подсел на морфий и начал писать "Записки молодого врача". Так же там несколько намёков на Мастера и Маргариту, но... Всё ж не так было. То есть это не реализм, это влажные фантазии автора о том, что могло быть. Возможно, это не так плохо, как кажется мне, но разве это не нивелирует историю до фанфика?

Что лично я вообще не понимаю, так это почему для сборника выбран такой форм-фактор — тетрадь размером почти с А3! И поймите правильно, комиксы здесь нарисованы не настолько хорошо, чтобы растягивать их на такие размеры. Вот Приключенцы, нарисованные Ерёминым, я бы с удовольствием рассмотрел подробнее. Здесь же это неоправданная трата ресурсов на сомнительного качества продукт. Полагаю, здесь открывается разговор на тему рисунка.

Я не могу сказать, что это однозначно плохой рисунок. Но я сравниваю мысленно этих художников с другими, и честное слово — всё плохо. Забудем про мои обычные придирки на отсутствие пропорций, отсутствие работы с горизонтом и построение планов. Плюнем и разотрём понятия реалистичности. Рисунок в рассказах Дмитрия Романова неизменно проваливается именно по теме. Как рисунок в комиксах про революцию и писателей. 

Кроме того, я не понимаю, почему в разных материалах в сети представлены специально раскрашенные страницы комикса? Сам комикс продаётся в ч/б, если что. И кстати, а почему он в ч/б? Если уж раскошелились на огромный по меркам комикса формат и на глянцевую бумагу, почему бы уже и не озаботиться раскраской? Ах ну да, можно было бы придраться ещё и к цвету.

Художник - Алим Велитов

В общем и целом мои претензии к рисунку в "Писатели и революция" сводятся к тому, что они минималистичны настолько, что редко отражают настроение рассказа. Более-менее справились Акишин и Фомичёва, и то спорно. Стоит начать приглядываться к рисунку Фомичёвой, как понимаешь — да это же просто мазня карандашом! Неплохая, да. Там и тени внезапно есть, и штриховка с растушевкой. Но всё равно печально. А рисунок Акишина... больше всего страдает от размеров комикса. Он слишком грубый и схематичный — хотя вот как раз тут с пропорциями тел нет проблем. Окромя этих двух художников можно выделить разве что... Нет, никого нельзя выделить, решительно заявляю я, ещё раз пролистав комикс.

Это всё выглядит очень халтурно, вот в чём проблема. Как если бы люди хотели собраться и сделать комикс, но не знали, о чём. Стихийно набросали общий костяк, затем художники сделали эскизы, которые сразу пошли на печать. И вот в итоге я держу это в руках и не знаю, что сказать. Я, как мало кто другой, ратую за русский комикс. Обеими руками и ногами за публикацию, но это ж не значит, что надо забивать на конечный продукт и гнать всё подряд. В общем...

Художник - Сергей Трошин

Итог: 4 из 6. В первый раз, когда я сел читать этот сборник коротких комиксов, мне вроде понравилось. Однако стоило открыть его ровно ещё один раз, как отовсюду полезли косяки. По хорошему, здесь следовало бы ставить 3 из 6, но в первый-то раз мне понравилось! Вот в чём засада. В первый раз я проникся "последним аристократом" Буниным, наркоманом с фантазией Алисы Булгаковым и спокойно идущим на смерть Гумилёвым. А значит, комикс однократного прочтения заслуживает?

Расшифровка системы оценок: 6 — живая (и не очень) классика; 5 — этот комикс стоит перечитать; 4 — а этот стоит лишь раз прочесть; 3 — для фанатов жанра или автора сойдёт; 2 — да как у редактора руки повернулись это публиковать?; 1 — ваши глаза могут вытечь, а мозги иссохнуть.

#комиксы #комикспаблишер #писатели #революция #русскийкомикс #отечественныекомиксы

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.