jrchernik

Category:

"Человек-подушка" Мартина Макдонаха

Вы могли слышать имя Мартина Макдонаха в связи с тем, что это английский кинорежиссёр, снявший такие фильмы, как "Шестизарядник" (я о нём рассказывал), "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов". Однако Мартин в большей степени театрал и написал немало пьес. За некоторые он даже получал театральные премии — например, за "Красавицу из Линэна". Однако я почему-то взялся за Человека-подушку. Это я не подумав...

Надо признать, это моя вина. Я всегда отношусь к художественным произведениям с надеждой сюрприза. Не люблю читать аннотации. Поэтому либо ориентируюсь на знакомое имя, либо вообще действую наугад. Впрочем, если я правильно помню, "Человек-подушка" был выбран, как одна из немногих пьес Макдонаха, переведённая на русский. Итак, о чём же это?

В некоторой весьма тоталитарной стране арестовывают малоизвестного писателя. Арестовывают по подозрению в совершении убийств маленьких детей, ведь они совершаются в соответствии с рассказами, которые он написал. Однако писатель в абсолютном ужасе выслушивает обвинения. Но если не он это сделал, то кто же? Тут-то на сцене и появляется... Достаточно. Я и так сказал слишком много. Хотя и не уверен, стоит ли читать эту пьесу кому-либо ещё.

Дело в том, что если фильмы Макдонаха определяют в жанр трагикомедии или чёрной комедии, то "Человек-подушка" — это просто чернуха. Не мрачная драма, не трагедия, а именно чернуха. Беспросветная, словно смотришь в ту самую бездну, о которой говорил Ницше. Потому что к концу пьесы я был абсолютно уверен, что бездна начала приглядываться обратно. Хорошо хоть пьеса короткая, и сожрать она меня не успела. А планы такие были, в этом я уверен.

Где-то здесь я обычно пытаюсь рассказать о персонажах пьесы или о том, что скрыто между строк. Здесь это сложно сделать, потому что структура пьесы не даёт стандартному методу анализа работать. 

В сюжете задействовано четыре персонажа — писатель, два полицейских и тот самый ещё один персонаж, личность которого — весомый спойлер. Хотя там есть немало других спойлеров, но этот даст пищу для анализа обычных шаблонов подобных сюжетов, а они всё равно окажутся не при чём. Суть истории в другом.

Она в сюжетах рассказов, которые сочинил писатель. Об их значении и влиянии на мир. А также об одном конкретном рассказе, под названием Человек-подушка. Все и этот рассказы оформлены под сказку, но сказку средневекового образца, с кровищей и огнями инквизиции. И что характерно, когда действие возвращается в основной сюжет про арест писателя, легче не становится. Везде лишь мрак. И финал, который отчасти может считаться счастливым, на самом деле фотография-негатив счастья. То есть вроде всё правильно, но никакого тепла и чувства завершённости.

И получается, что это всё, что я могу сказать об этой пьесе. Шутка в том, что даже обычной шкалы оценок здесь не выйдет. Мне не понравилась пьеса, но я восхищён её построением. Я закончил читать с волосами, встающими дыбом, и что характерно, таков был и план писателя, вероятно. Если считать эти предположения за истину, то пьеса на максимальный бал. Однако... Это очень тяжко читать. И за то, что Макдонах пропустил это через свою голову и решил выразить это на бумаге, я его сейчас ненавижу. Я... Должны ли такие произведения существовать в принципе? Вот вопрос, причём его задаёт и сама пьеса внутри себя. Следует ли писать истории, полные убийств и мрака, если они могут побудить кого-то пойти и устроить убийства и мрак? А может, их стоит писать, потому что они покажут этому кому-то, что именно случится в этот момент? Ваши мысли столь же ценны, как и мои.

P.S.: Эту пьесу ставили много раз. В одной из версий главного героя-писателя сыграл Дэвид Теннант.

#макдонах #человекподушка #пьеса #театр #книги #литература #чернуха #мрак #бездна #трагедия

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.