Categories:

Литературная RPG, или ЛитРПГ

На днях пытался сочинить новую рецензию на одно... художественное произведение, скажем так для сохранения интриги. Однако статья выходила очень большой исключительно потому, что приходится объяснять, что такое ЛитРПГ и как оно реализовано здесь. Поэтому было решено сделать отдельную статью про этот жанр.

Начать стоит с термина RPG, ведь именно он во всём виновен. Расшифровывается он, как Role-Play Game, или ролевая игра. Как вид игры, RPG зародилась в 1974 году, когда вышла настольная ролевая игра Dungeons & Dragons. 

Выглядит это так: несколько людей садятся за стол, один человек назначается Мастером Подземелья (Dungeon Master). Он будет придумывать приключения для остальных. Чтобы с одной стороны, ограничить власть его над сюжетом, а с другой стороны облегчить придумывание истории, есть свод правил. Чтобы ввести в игру роль случая, в дело идут кубики разных форм (4-, 6-, 8-, 10-, 12- и 20-сторонние), а чтобы закрепить за игроком определённую "роль" с определёнными навыками и возможностями, ему выдаётся Лист Персонажа. Это очень общее определение, настольные ролевые игры это целый отдельный мир, где количество игроков измеряется миллионами по всему миру. По хорошему, про это надо писать отдельно. И как-нибудь в другой раз я это сделаю, а сегодня мы говорим про ЛитРПГ.

Neverwinter Nights - попытка перенести D&D в компьютер без особых потерь. В позднем варианте, ибо это был уже 2002 год. А первая попытка - это, пожалуй, серия игр Ultima.

Когда компьютеры стали персональными, разумеется, ролевые игры начали перебираться в цифру. Вместо кубика программа случайного набора чисел, вместо DM'а заданный линейный сюжет либо случайным образом сгенерированные приключения. Я опять-таки сильно упрощаю, ибо про компьютерные RPG тоже можно рассказывать часами. Сейчас же нас больше интересует ММО RPG, поскольку именно оттуда растут ноги ЛитРПГ.

Massively Multiplayer Online, или ММО - это приставка к играм, обозначающая, что в неё одновременно может играть множество игроков. В применении к RPG это, как правило, подразумевает некий единый огромный игровой мир, в котором игроки могут и даже обязаны пересекаться для обмена ресурсами либо выяснения отношений. Самой первой MMO RPG стала Ultima Online, которую, впрочем, затмил World of Warcraft, доказавший, что игры этого жанра могут зарабатывать огромные деньги. Собственно, где-то здесь мы подходим к ЛитРПГ.

Вот моя версия того, как появился на свет жанр ЛитРПГ. К 2007 году количество игроков в World of Warcraft превысило 8 миллионов человек. И разумеется, что кому-то из этих людей захотелось написать фанфик* на эту тему. И раз уж основное сообщество игроков находится на востоке, то неудивительно, что родоначальником жанра считается кореец Нам Хи Сон, запустивший серию рассказов "Легендарный Лунный Скульптор" в том же 2007 году. Серия, к слову, выходит по сей день и является крайне популярной.

Наконец-то мы добрались до того, чем же является сам жанр ЛитРПГ по своей форме. Как правило, действие сюжета книги в этом жанре либо целиком разворачивается в мире компьютерной игры, либо частично. Также это может быть некая комбинация — обычный фэнтезийный мир, который живёт по правилам компьютерной ролевой игры. То есть рубится герой мечом +5, и обязательно получает новый уровень мастерства, когда убивает какого-нибудь главаря банды разбойников. 

Объяснятся с сюжетной точки зрения это может совершенно разными способами. Вот например, есть аниме Overlord, в котором мир компьютерной игры после официального выключения серверов почему-то зажил собственной жизнью. Просто потому что. При этом большинство механик ММО RPG сохранилось, просто теперь персонажи игры имеют настоящую свободную волю, а после смерти не растворяются через пару минут, а истекают кровью и гниют. 

Впрочем, Overlord можно с затеей обозвать постмодернизмом жанра ЛитРПГ, в том же "Легендарном Лунном Скульпторе" ничего этого нет. Просто главный герой, обычный человек, проводит море времени за ММО RPG, где его упорность и трудолюбие делает его самым продвинутым игроком. И за счёт этого самого основное действие игры проходит внутри.

Есть ещё вариации вроде "Бета-тестеров", про которых я как-то рассказывал. Очень условно, но эту серию рассказов тоже можно, и даже следует отнести к ЛитРПГ, просто затейливой. Там главные герои в 2041 году приключались в виртуальной реальности разных игр с определёнными целями. И где-то половина рассказов описывала миры MMO RPG. А теперь о важном.

Что очень с трудом поддаётся объяснению — это та популярность, которую с каждым годом всё больше и больше завоёвывает ЛитРПГ. Что отчасти объясняется сменой поколений и тем, что всё больше людей причащаются к ММO RPG, и как следствие, хотят продлить удовольствие с помощью эдакого суррогата. Но объясняет ситуацию это лишь отчасти. 

В принципе, чем вообще соблазняют игры? Вообще это тем для отдельной статьи, а на самом деле исследования, но я возьму несколько частных моментов. Первое - они соблазняются возможностью отказаться от той жизни, которая у нас есть. Примерить роль, абсолютно не свойственную в обычной жизни. Будь то маг или варвар, убийца или герой — действие в любой роли неизбежно имеет сотни отличий от привычной по жизни.

Второе — это игра. Я знаю, это очевидно. Но в чём суть — будучи детьми, мы проходим обучение через игры. Мы привыкаем играться, потому что это важный образовательный процесс. У компьютерных игр прилагательное "образовательный" может и скорее всего отсутствует, но процесс имеется, и детская привычка имеется. Собственно, отсюда растут корни вот этого "игры для детей", игнорирующее тот факт, что игры сегодня могут рассказывать истории, или доносить определённые мысли с помощью игрового процесса. Но опять же, это тема для отдельной статьи.

Суть в том, что ЛитРПГ играет на тех же чувствах, но иначе. То есть книги этого жанра с одной стороны предлагают игроку знакомый базис, в котором легко разобраться. А с другой дают нечто новое. Здесь нет графики, и потому она самая лучшая — воображаемая. Здесь нет выбора, куда идти — но неизбежно героев —  а значит, и читателя — ждут приключения. 

Кроме того, игровая механика всегда соблазняла мечтами "а вот если бы так работал и реальный мир". А тут тебе рассказывают про ситуацию когда так и есть. Это необычно, интересно, и порождает сотню разных забавных и не очень ситуаций. 

Я тут выше упоминал аниме Overlord. Вообще, если кого и удивляет, что ЛитРПГ быстро пробралось в аниме, то бишь мультфильмы восточных стран, то только не меня. Логично, что там, где появился этот жанр, он будет неизбежно влиять и на другие формы самовыражения. Если послушать наши с Совой подкасты о комиксах, то там Сова иногда рассказывает про мангу и вебтуны родом из Японии и соседних стран. Так вот, там элементы ЛитРПГ настолько часто встречаются, что диву даёшься.

Вот, собственно, и всё, что я хотел и могу рассказать про Литературное RPG. Знаю я немного, но постарался и сам чуть больше разобраться, и вам понятно объяснить. И раз с этим разобрались, можно наконец, писать рецензию на худ. произведение, о котором я писал в начале. А в случае чего кидать ссылку на этот материал.

А вы встречались с ЛитРПГ? Знаете, что за жанр, или только слышали где-то мимоходом? Как по вашему, в чём секрет популярности жанра?

* фанфик (fan's fiction) — то есть литературное творчество фаната какого-либо художественного произведения (в том числе и игры), в котором герой этого произведения приключается по придуманному фанатом сценарию. Опять же, очень общее определение, за последние десять лет это явление тоже разрослось до целой подвселенной. В частности, есть сайт ficbook.net, на котором выкладываются, в основном, лишь фанфики, количество которых перевалило за 2 миллиона.

#литература #рпг #rpg #литрпг #литературноерпг #жанры #литературныежанры #книги #аниме #мморпг #mmorpg 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.