jrchernik

Category:

Писательство: О целевой аудитории

Есть вопрос, который меня раздражает. Потому что я не знаю ответа. Впервые мне его задали где-то в середине написания книги, два с лишним года назад. Для кого эта книга? На какую целевую аудиторию рассчитана эта история? У меня не было ответа тогда, у меня нет его сейчас. Возможно, в этом и состоит проблема низких продаж — или по крайней мере, её часть.

Потому что вот как, в принципе, можно рассчитать такое? Да, можно указать свой возраст на момент начала написания книги (18 лет, например), взять от него разброс в 3-5 лет, и вуаля. Это ваша целевая аудитория. Вот только... Это не работа над ней, это самообман. Это не ЦА, это попытка оправдать своё нежелание думать о ней.

Мне всегда казалось, что ЦА — это вопрос интересов и того, что читали люди до того. Скажем, у меня весь читательский опыт начался с Перумова и по некоторым намёкам я недавно осознал, что "Если бы я был чародеем" — это по сути своей подражание ему. Игра в бога и принцип Меньшего Зла. У меня своё мнение на эту тему, но она так меня занимает, что я готов и вполне возможно напишу о ней ещё книги три. Так что получается, что моя ЦА — это такие же, как я, поклонники творчества Перумова? Давайте разберёмся.

В книгах предлагают по разному искать целевую аудиторию. Кто-то предлагает набросать в уме "портрет" своего читателя. Того, кому адресованы шутки и отсылки, кто поймёт, к чему идёт история и почему. Иные предлагают где-то на полпути к завершению книги остановиться и задуматься о том, кого это может заинтересовать. Вот только что с этим делать дальше, в этих книгах не пишут. Отчасти потому, что это рекламой занимаются не писатели, а маркетологи. Должна этим заниматься. А отчасти  потому, что люди вроде Никитина или Кинга до конца сами не разобрались в причине своего успеха — или не хотят про него рассказать. Впрочем, есть пара моментов, которые я понимаю сейчас. Понимаю, ибо это было на первом же занятии по Сторителлингу.

История всегда про слушателя (читателя/зрителя/игрока). Абсолютно всегда про него. Вот буквально вчера прошло второе занятие, и мы на нём обсуждали, помимо прочего, Игру Престолов. Почему она популярна? Почему людям нравиться наблюдать за тем, как ублюдки и мерзавцы приходят к успеху? Причин несколько, но чуть ли не основная заключается в том, что многим людям хочется быть мудаками и прийти к успеху. А нельзя, ибо мораль, навязанная обществом, плюс последствия. В принципе, в жизни к успеху нельзя прийти к успеху, будучи мудаком*. А вот тут — особенно в книгах — можно. Реализация потаённых желаний, спрятанных под запретами и самообманом. Важно в этой истории, впрочем, не то, что мудаков вокруг нас полно, по крайней мере, латентных. Важно, что Игра Престолов — про читателя/зрителя.

Осознавая всё это, я просто понял, что "Если бы я был чародеем" — плод графомании. Очень упёртой графомании. Приукрашенной, да. С попытками приблизить героев к читателю, но и сознательным отказом от этого. Возможно, кстати, что поэтому и писал так долго — из-за внутреннего конфликта. Надо для людёв/про людей/ об людей, а хочется про себя. Букву "я" в названии книги следовало бы сделать большой, намекнув на суть.

Вопрос, который в первую очередь задаю себе — а как же совместить одно с другим? А... никак. Точнее, очень просто, но и очень сложно. Потому что и невозможно отказаться от себя — всегда будешь писать про этого гада в зеркале. Но в то же время очень просто, ведь задумываясь о написании рассказа или книги, хорошо бы подумать о том, что ты хочешь рассказать. И да, это малость очевидный совет, который, тем не менее, сложно реализовать. Потому что мы не привыкли сознательно выделять в истории идею. Это что-то, что аккуратно обходит нашу сознательную часть, меняя читателя исподволь. Да, если вы не знали, это так работает.

Продолжение совета про идею истории достаточно логично. Персонажам хорошо бы нести в себе части этой идеи. Кто-то будет её в полной мере отражать, кто-то частично. А кто-то будет демонстрировать отрицание этой идеи, вероятней всего, антагонист. Если, конечно, у вас книга с внешним конфликтом.

Куда-то я далеко забрёл от целевой аудитории. Но это всё важно. И да, значительную часть этого я почерпнул именно из курса по Сторителлингу. Куда же мы без оправданной рекламы. Замечу, что делаю это не потому, что платят или ещё какие-то плюшки получаю. Нет, просто чем больше людей участвуют, тем лучше групповая динамика, тем лучше осваивается курс, тем больше примеров, историй и вот этого всего. Короче, если будет больше людей, здорово будет.

* Разумеется, если не брать в рассчёт незаконные способы зарабатывания денег. Но мы говорим об офисных клерках, менеджерах среднего звена, бухгалтерах, системных администраторов и прочем условном среднем классе. Условном, потому что многие спорят о том, что сегодня нет среднего класса. Так вот, этот условный средний класс не имеет возможностей, да и желания, пойти в нелегал. А в законных способах увы, мудачество не приветствуется. Стив Джобс не считается.

#целеваяаудитория #писательство #ца #сторителлинг #история #книги #графомания

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.