Category:

Алекс Хатчетт - Заговор Единорогов

Краткое содержание рецензии: Незамысловатый экшен сюжет, с сопровождением в виде своеобразныхсоциальных зарисовок. Истории про обычных обитателей фэнтезийного стимпанк-городка перемежаются радиопередачами о жизни города, которые ведёт гонзо-журналист а-ля Спайдер Иерусалим. Истории очень простые, а радиопередачам не хватает красочных образов и эпитетов, которые бы придали правдоподобности эмоциям, которые пытается передать автор словами персонажа. Социальный подтекст сомнителен ввиду этого. Комикс изобилует длинными монологами и сопроводительным текстом. Образцы рисунка приложены. Рекомендуется фанатам автора, для остальных ценность приобретения под вопросом.

Сопроводительный текст. Предисловия, послесловия, комментарии, справки... Сложно сказать наверняка, когда они нужны и полезны. В частности, я редко встречаю действительно толковые предисловия, которые бы готовили читателя к встрече с произведением. Навскидку вспоминается пара предисловий к Песочному человеку Геймана и советскому изданию Бойни №5 Курта Воннегута. 

Ключевым критерием при определении, дополнять ли произведение перечисленными вещами, является целесообразность их использования. Например, предисловие к Заговору Единорога испортило мне всё впечатление от, по сути, главного героя. Объяснив там, что ориентировался на Спайдера Иерусалима, Хатчетт поставил меня перед необходимостью сравнивать этих двоих. И как вы думаете, сможет ли относительно начинающий* автор создать персонажа лучше, чем представленный в моём самом любимом комиксе? И смогу ли я после этого дать хоть сколько-нибудь объективную оценку комиксу?

Как вы могли уже догадаться, я считаю, что дополнительные материалы Заговора Единорогов на хрен не нужны этому комиксу. Мало того, что предисловие в принципе лучше писать кому-то приглашённому, а не автору. Так ещё и упомянутая целесообразность не относится к историям, представленным в данном сборнике. Тут два монолога Гила, того самого радиожурналиста, и две истории жителей Нью-Йоркшира, где происходит действие комикса. Истории не претендуют на особую глубину. Такие отлично служат вступлением, прологом к основному действию. Но нет, это короткие истории, персонажи к которым продуманы так, словно это квента** для ролевой игры. Зачем, если мы их больше не увидим?

Безусловно, это говорит моё отношением к историям. Я считаю, что персонажи, как и сеттинг, не важны относительно ядра истории, идеи, мысли, морали, которую вкладывает автор. Однако здесь её почти нет. Та, которую опять-таки сдаёт автор в предисловии (зачем?!), в самом комиксе прослеживается с большим трудом. По сути, её там нет. Что отчасти объясняется тем, что проект развивался стихийно, в режиме графоманской страсти. Щикарно.

Таким образом, я считаю, что комикс мог обойтись без всего этого дополнительного багажа, так как он вообще не важен для историй. Они достаточно самостоятельны. Единственное, что можно бы оставить - это комментарии, поясняющие специальные термины, и карту Нью-Йоркшира. Всё. Остальное выкинуть на просторы интернета, где, собственно говоря, и требовали всю эту информацию, если верить автору. Мне оно на кой, ещё раз?

Стоит всё же отдать должное Алексу Хатчетту, в миру Алексею Баранову - мир он придумал интересный. Относительно проработанный, информация в конце по-хорошему напоминает Сильмариллион в сокращении. В совокупности мир похож на попытку смешать Forgotten Realms, World of Warcraft и какого-нибудь Thief добавить. Ну и Толкина, да. Хотя ей богу, отца фентези можно приписать почти к всему с пометкой в жанре. Так уж вышло, что несмотря на существование в том же временном промежутке Говарда Лавкрафта, Роберта Говарда и Клайва С. Льюиса, именно Толкин считается отцом фентези. Повод для отдельного исследования, почему так, но факт есть факт. 

Так вот, мир Заговора Единорогов... Вот в этом тоже проблема. Причём здесь Заговор? Во всех четырёх историях и Единорогов-то нет! Они пару раз появляются на фоне, в доп. материалах объясняют, что они якобы мощные маги, даже в более слабой суб-версии... Но в сюжете же они не участвуют, так с какого перепугу комикс называется Заговор Единорогов? 

Вот честное слово, иногда переводчики лажают, а иногда авторы загоняют такую ерунду в качестве названия, что хоть стой, хоть падай. И да, если кто-то напишет, что это название на вырост и на самом деле из доп. материалов можно сделать вывод, что Единороги местные иллюминаты, с помощью магии управляющие миром... Бан-молот всегда под рукой. Достраивать теории можно сколько угодно, а пока давайте посмотрим на факт - в комиксе нет ни заговора, ни единорогов, а значит, название говно. 

А ещё я не знаю, почему так, но сценаристы, работающие на Баббл, не умеют в сценарий. То ли взгляд замыливается, то ли учат их писать так серо... Но по другому не скажешь. Читать Заговор - скучно. А монологи Гила - особо усыпляющий материал, потому что по определению монолог - тяжкое искусство. Его трудно писать так, чтобы он в охоту читался. Могут помочь яркие образы, может помочь превращение его в псевдомонолог.*** Но это всегда трудно. Однако сценаристы Баббл, и Алекс в частности, не стесняясь, лепят монологи как попало. 

Я полез дальше, на acomics, где Заговор Единорога выходит в режиме веб-комикса. И там вышла почти полностью следующая история, и в ней есть эти псевдомонологи. И боже мой... Нет, правда, купите на редакцию «Пиши, сокращай» хотя бы. Мне её тоже не хватает, но вы там вроде деньги лопатой гребёте, можете себе позволить. Потому что ей богу, у вас же комикс, вам не платят познаково. Или в этом-то и дело, что сценаристы на познаковой? Но это же веб-комикс, уж здесь-то сам бог велел не устраивать монологи, как я сейчас!..

Знаете, это уже вторая попытка написать эту рецензию. Каждый раз я сбиваюсь на эмоции и начинаю жаловаться на комикс. Основная причина в том, что я каждый раз надеюсь на Баббл, как на будущее российского комикса. А затем смотрю на то, что у них получается. И выходит, что да, с точки зрения бизнеса за Бабблами будущее. Но искусством они не занимаются. И поэтому у меня так дико бомбит каждый раз, как я берусь за них. Даже если речь о Bubble Vision, как сейчас.

Итог: 3 из 6. На самом деле это хорошая попытка и в будущем, вероятно, Хатчетт станет классным автором. Проекта через два, если не перестанет работать над собой. А он работает, да и в Бесобое показывает себя молодцом, видимо, не без помощи редакторов. Так что... Ждём и надеемся, что всё впереди. 

Расшифровка системы оценок: 6 — шедевр; 5 - с удовольствием перечитаю пару раз; 4 — рекомендуется к ознакомлению; 3 — оценят лишь фанаты; 2 - никто не оценит; 1 - позор джунглям.

* Я не считал разные короткие истории, ибо отследить такие вещи сложно. Но к Бесобою Хатчетт приступил позже, а до этого он работал лишь над "Скунс и Оцелотт", и там у него был соавтор... А значительная часть историй, вышедших в печати, написана ещё раньше. Автор указывает начало работы над комиксом 1995 год. Первые страницы — в 2000 г.

** Квента - в переводе с языка эльфов, придуманного Толкином, "история". Среди ролевиков этот термин обозначает предысторию, характер персонажа. В общем, это «роль» для игрока, расписываемая заранее. Её придумывает игрок, но она обязательно согласовывается с мастером на предмет логичности, правдоподобности и соответствия всяким параметрам.

*** Термин не научный, я его только что придумал для удобства. Скажем, когда в конце любой истории про Шерклока Холмса он обсуждает дело с Ватсоном, объясняя всю суть. Диалог ли это? По форме да. По факту — не особо.

#баббл #комиксы #русскийкомикс #русскиекомиксы #заговорединорогов #алексхатчетт #алексейбаранов #bubblevision #unicornconspiracy #acomics

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.