Пропустив показ новой экранизации этого детектива в кино, я решил наверстать упущенное, прочитав оригинал. Говорят же, что книга лучше. Верно не всегда, но знакомство с творчеством Агаты Кристи уже давно ожидало.
Завязка у сюжета настолько общеизвестна, что пересказывать её кажется лишним. Но всё же. Возвращаясь из деловой поездки в Сирию, детектив Эркюль Пуаро садится в "Восточный Экспресс", следующий из Стамбула в Кале. Однако два происшествия препятствуют спокойной поездке Пуаро - убийство одного из пассажариво в ночи и снежный завал на путях, заперший поезд в глуши. Можно дождаться местную полицию, но если есть лучший сыщик Европы, нужен ли ещё кто?
На самом деле об этой книге почти нечего рассказывать. Она короткая, и читается за пару дней без особых усилий. Однако у меня с этой книгой возникла проблема. Это финал.
Думаю, многие, если не все, читали хотя бы один рассказ о Шерлоке Холмсе либо смотрели хотя бы одну экранизацию. Так вот, истории о Шерлоке строятся по одной общей схеме, в которой меняются лишь детали и контекст. Вот убийство, или пропажа, или странный случай. Шерлок прибывает и делает незаурядные выводы из, казалось бы, заурядных фактов. Дело предстаёт мозаикой, в которой нам дана от силы половина деталей. И когда в конце Шерлок находит ответ и объясняет его Ватсону, всё становится на свои места. Убийство в "Восточном Экспрессе" чихать хотело на эту прекрасную схему.
История про Эркюля Пуаро строится по следующей схеме. Вот убийство. Вот кучка людей. Кто-то из них убийца, однако по всем уликам выходит ерунда и подозревать можно чуть ли не каждого. А согласно некоторым показаниям в вагоне был посторонний. И когда в конце Эркюль доходит до решения, это не мозаика, которую мы могли бы сложить - это фокус. Внезапно раскрываются такие детали, до которых в принципе дойти было невозможно. Я уверен, никто, взявшись за эту книгу впервые, не смог догадаться о личности убийцы. Потому что эта тайна отрицает все принципы логики и случая.
Эркюль Пуаро в исполнении Дэвида Суше - наверное, самое известное воплощение Эркюля Пуаро на экране.
Возможно, вы заметили, что я порицаю такое построение сюжета. И это действительно так. Во-первых, потому что это противоречит сути детектива. Тут нет загадки, которую может решить читатель. И нет чуда узнавания, когда схлопываются все те теории, которые строились при прочтении. Это скорее драма, замешанная на загадке.
Во-вторых, такой подход делает историю одноразовой. Прелесть перечитывания рассказов о Шерлоке в том, что читая его вновь, подмечаешь все те хлебные крошки, что разбросал автор для внимательного читателя. Создаётся иллюзия того, что ты чему-то учишься. И отчасти это даже не иллюзия. Убийство в Восточном Экспрессе не даёт подобных намёков. Точнее, оно даёт, но нет ни единого шанса, что вы сможете верно их растолковать. Ни единого. А зная разгадку... Это вызывает лишь глухое раздражение. Потому что детектив не про фокусы, не про магию. Он про ум и способность выстраивать связи, рассуждать. А тут Агата Кристи словно смеётся над этим.
Значит ли это, что книга плоха? Отнюдь. Убийство в "Восточном Экспрессе" хорошо написано. Одна сцена следует за другой, а погоня за показаниями, которые Пуаро собирает с каждого пассажира, вызывает желание читать дальше. Кажется, что вот-вот нам покажут убийцу. Напряжение нарастает нешуточное, хотя казалось бы, с чего вдруг? Убийство уже совершено, другого явно не планируется. Но погоня за решением загадки всё равно увлекает.
Кроме того, описания персонажей отменные. Каждый описан в деталях, создающих образ. У каждого за плечами своя история, у каждого свой характер и манера речи. Это впечатляет и также увлекает. Особенно поначалу, когда Эркюль Пуаро впервые опрашивает каждого из пассажиров. Когда входит новый персонаж, начинаешь гадать - как же он себя поведёт, что из себя представляет? И они не разочаровывают, в отличие от центральной загадки.
После прочтения хочется познакомиться хотя бы ещё с двумя-тремя другими детективами Агаты Кристи. К сожалению, не ради загадок, а скорее чтобы сделать окончательный вывод. Насколько свойственно такое построение сюжета для писательницы. Если да, то печально. Эти истории не для меня. Они слишком близки к мелодраме, пусть и рассказанной от конца, и слишком далеки от детектива.
Итог: 4 из 6. Не думаю, что эта книга понравится всем. Знай я заранее о том, как писательница распорядится с финалом, не уверен, что стал бы читать. Однако если вас не смущает описанная выше ситуация, в остальном книга доставляет удовольствие и стоит потраченного на её прочтение времени.
Расшифровка системы оценок: 6 - шедевр, который можно и даже стоит перечитывать время от времени; 5 - хорошая, талантливо написанная книга, которую с удовольствием и второй раз можно прочитать; 4 - неплохая, но проходная книга. Больше одного прочтения вряд ли заслуживает; 3 - книга с изъянами, понравится далеко не всем. Большинству покажется странной или плохой; 2 - книга настолько посредственная, что читать её просто незачем; 1 - в этой книге всё настолько плохо, что вызывает даже некоторое уважение, как целеустремлён был автор в создании этого ужаса.
#агатакристи #детектив #книги #эркюльпуаро #убийствоввосточномэкспрессе