JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

О дополнительных материалах в книгах и комиксах

Важно понимать, что это лишь мнение. Потому что это видение, основанное на неизбежно ограниченном числе книг и комиксов, а значит, невозможно судить наверняка. Также сложно говорить о репрезентативности выборки, потому что я не читаю некоторые жанры - не читал ни одного любовного романа, избегаю детективов и книг документальных. Короче, всё что я хочу сказать - я дальше буду выражаться критично. И это моё мнение, которое я не вижу причин менять. Считаю, что в этом людям следовало бы соответствовать. Однако я лишь человек, такой же, как и вы. Итак, приступим.

Дополнительные материалы, как правило, сопровождают второе и дальнейшие издания книг и комиксов, если таковые заслуживают повторного издания. Если они доказали свою востребованность, если люди проголосовали рублём за это произведение. Что обычно входит в дополнительные материалы? Предисловие, послесловие, черновики, комментарии издателя или автора, интервью с автором. Случаются и более экзотичные варианты, но мы рассматриваем «базовый» комплект. Потому что некоторые варианты подразумевают целый комплект сопустствующих товаров - наклейки, плакаты, брошюра арт-бук, фигурка, личное письмо с благодарностью... Думаю, это уже стоит считать не доп. материалами, а каким-нибудь премиум-пакетом. Мы же говорим о том, что может содержать сама книга. И у меня есть мнение о каждом из перечисленных материалов из «базового» комплекта.

1. Предисловие. Крайние два раза, открывая комикс, я натыкался на предисловие автора. И это абсолютно, чудовищно неправильно. Автор не должен писать предисловие к своей книге. Цель предисловия отлично высказал Джин Вулф, писавший предисловие к шестому тому Песочного человека. Предисловие должно "познакомить" читателя с книгой. Представить одного другому, как будто знакомишь людей на каком-нибудь крупном мероприятии. И автор, пытающийся сам себя представить, выглядит странно. Часто нелепо. В некоторых случаях он ещё и отдавит ногу, выражаясь образно, или нахамит. Исключения случаются, но это доли процента.

Обычной проблемой предисловий является пересказ содержания книги. Зачем?! Это настолько чудовищный подход по отношению к читателю, что следовало бы пальцы отрубать таким авторам предисловий. Вот что может и иногда должно содержать предисловие - немного об авторе, немного об истории создания произведения. Возможно, какая-то личная история, связанная с автором - а обычно предисловия пишут друзья-коллеги автора. Всё. Может, ещё некоторая подготовка к содержанию - мол, осторожно, кровища. Или "здесь обитают драконы".

Предисловие, которое я всегда буду приводить в пример, это предисловие Риты Райт-Ковалёвой к Бойне №5 Курта Воннегута. Да, оно немного длинноватое и можно сказать, затянутое. Но это история об авторе, готовящая тебя к чтению. После этого сама Бойня №5 читается, как будто тебе эту историю рассказывает старый знакомы, сидя у камина с бокалом виски или кружкой чая. За окном шумит ветер, потряхивая ветвями, в камине потрескивают дрова и рассказ идёт плавно и неспеша.

Худший вариант я представил неделю назад. «Заговор Единорога» Алекса Хатчетта, где автор решил написать предисловие и испортил мне этим знакомство с комиксом. Ладно, давайте отстранимся от этого. Тот же Песочный человек, том пятый. Автор предисловия, Сэмюэл Дилэни, пересказывает историю комикса, который я сейчас буду читать. Рассказывает все спойлеры, кто умрёт и кто злодей. Ещё и анализирует, падла. Это то, что я сам должен делать! О таких вещах следует рассказывать в конце произведения, а не в начале. Это называется послесловие. Кстати, о нём.

2. Послесловие. Вот это, по хорошему, широкое поле для экспериментов. Свет зажёгся, портъеры опущены, и режиссёр на сцене, готовый ответить на вопросы. И да, он не слышит вопросов. Но предугадать некоторые из инх не составит труда. А поскольку обычно это уже второе или третье издание, то некоторые он даже и слышал.

Послесловие - хороший повод рассказать о том, как писалась книга. И да, послсловие как раз чаще пишется автором, нежели кем-то ещё. Хотя иногда попадаются любопытные варианты, например, издание Макса Фрая в жёлто-оранжевой обложке. В конце не то Лабиринта Мёнина, не то Гнёзд Химер напечатан текст, деконструирующий Лабиринт Ехо. Но найти сейчас эту книгу у меня не выходит. К тому же это опять-таки скорее исключение, которое почти наверняка ещё и обусловлено особенностью автора, пишущего под псевдонимом. За которым ещё и стоит некоторая мистификация.

Стоит, однако, предостеречь от раскрытия всех секретов. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Рассказчика не зря часто сравнивают с фокусником. К нему не приходят за тем, чтобы он рассказал о том, как работает история. Нет, к нему приходят за историями. Если волшебство случилось, а ты вдруг показываешь, что всё дело в механизме, скрытом под полом... По сути, это означает разрушить впечатление от книги.

Послесловие, по сути, даёт возможность продлить послевкусие книги (или комикса). С его помощью можно попытаться продлить сказку для читателя. Дать пищу для дальнейших размышлний. А про механизм истории можно приоткрыть завесу с помощью черновика. Это не раскроет всей тайны - но даст читателю ощущение сопричастности.

3. Черновики. Верно больше для издания комикса, чем для книги. Однако бывают разные варианты. Например, в сборнике "Атомный сон" Сергея Лукьяненко можно найти оригинальный сценарий для экранизации Ночного Дозора.

Отличным примером является сценарий для графического романа "Лечебница Аркхэм. Скорбный Дом на Скорбной Земле". Он демонстрирует, насколько может поменяться произведение по мере воплощения в жизнь. Что-то в финальном варианте сделано лучше, а что-то наоборот, осталось нереализованным. И нет верного варианта. Позволяет переосмыслить всю историю.

Для этого черновик и нужен - чтобы показать, какой история могла бы быть. В этом плане скучно читать сценарий, воплощённый в точности. Потому что тогда это вроде как обман истории про сопричастность к тайне. Вместо волнующего ритуала погружения в голову автора мы получаем пустой череп, содержимое которого давно съели черви.

Когда я писал свою книгу, у меня были наброски глав не от лица Кипра, а от лица Стиффа, антагониста книги в некотором роде. Возможно, кому-то было бы любопытно подобное почитать. Но это лишь пример, там слишком мало и слишком просто.

А иногда произведение выходит настолько сложным и многоярусным, что для понимания нужны специальные знания, имеющиеся далеко не у всех. Вот тогда-то и пишутся комментарии.

4. Комментарии. Эта секция нужна для особых терминов. Будь то термины, придуманные для мира истории, или какие-то реальные факты, на которые ссылается автор. При чтении всё того же Песочного человека трудно уловить контекст, потому что он про Англию начала 90-х годов. Многие шоу, сериалы, группы того времени сегодня и тем более у нас просто неизвестны. Поэтому хорошо, когда есть комментарии.

А ещё, конечно, комментарий могут быть чем-то вроде черновика. В смысле, что комментарий может быть от автора и про то, как писалась эта сцена. Но это встречается редко и я даже пример вспомнить не могу.

5. Интервью с автором. Самый опасный материал, как показал второй том Секс-Преступников. Потому что важно всегда помнить о разделении автора и его творчества. А помещать в конце комикса или книги интервью с автором, где тот высказывает своё мнение о мире - это как раз значит мешать одно с другим, причём на правах издателя. То есть якобы легитимно. Суть в том, что автор вашей любимой книги может быть крайне неприятным для вас же человеком. Я сейчас не про Секс-Преступников, я недолюбливаю этот комикс, но сама ситуация возникает часто.

Поэтому интервью следует брать специально для издания. И вопросы должны быть подобраны особенным образом, чтобы подчёркивать и оттенять историю, а не проливать свет на автора. В этом плане автор может идти лесом, к радости или печали.

Итог. Зачем я это пишу? Ну, потому что ситуация, в которой дополнительные материалы калечат произведение - обычное дело. Да, я блогер с маленькой аудиторией и низким уровнем цитирования, но если хотя бы один редактор-издатель на это наткнётся и задумается - я это делал не зря.

И разумеется, также я это делал для себя. Это крик души, потому что больно осознавать, что "Заговор Единорога" мог мне понравиться, если бы не предисловие. Ну или хотя бы меньше бесил. Или предисловие для комикса «МЯУ. Мегаполис и язвы улиц», где я споткнулся о предисловие и пришлось через него перешагивать, чтобы вернуться уже после прочтения комикса.

Кстати, да. На все мои излияния можно сказать, что мол, не читай ты предисловия, и будет тебе счастье. Ну да, можно. К сожалению, я привык читать книги и комиксы полностью. От корки до корки, ровно в том порядке, в котором материалы расположены. Потому что автор и издатель, как мне кажется, хотят, чтобы я читал книгу таким образом. В противном случае непонятно, каким принципом руководствуется издатель, располагая доп.  материалы таким образом.

P.S.: я упустил один исключительный вариант, не упоминуть который было бы неправильно. Это Хранители Алана Мура. Каждая глава этого комикса сопровождена дополнительными материалами в виде историй из мира Хранителей. Цитаты из книги Холли Мейсона, первой Ночной Совы. Вырезки из газет, проливающие свет на половую ориентиацию некоторых участников Хранителей и Ополченцев. И всё это работает отлично - но далеко не для всех. К тому же уже в Лиге Выдающихся Джентельменов такие же дополнительные материалы уже выбешивают. Такие дела.

#книги #комиксы #издание #дополнительныематериалы #издательство

Tags: #дополнительныематериалы, #издание, #издательство, #книги, #комиксы, книги, комиксы, критика, мнение, мысли, размышления
Subscribe

Posts from This Journal “размышления” Tag

  • О сериале "Путь" (The Path, 2016-2018)

    С этим сериалом у меня обычные проблемы обширных тем. Когда произведение поднимает целый пласт идей и рассуждений, и далеко не все они связаны с…

  • Рассказывай, а не показывай (мысли в слух, мнение)

    Есть этот замечательный совет начинающим и не только писателям. Мол, надо показывать, а не рассказывать. Опиши мне картинку, а не рассказывай, что…

  • Фильм детства: "Герой" (2002)

    Спойлеров будет много. Обсудим картину во всём её величии, не утаивая ни цзиня*. Начать хочется с забавного факта. В фильме 2002 года Джет Ли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments