Retro

Францев, Волков, Кутузов, Феоктистов - Фронтир. Возвращение Баффало (рецензия)

С комиксом "Фронтир" связана непростая история о его рецензировании. Когда тоненький сингл был выпущен "Изотекой", это был любопытный комикс в жанре постапокалиптический истерн*, где охотник за головами Баффало убивал людей и вырывал им зубы. А также хохмил и философствовал в равных пропорциях. Выглядело здорово, я даже рецензию написал на радостях.

Затем вышел "Фронтир. Том 1". Во всяком случае, так его называли заставшие выпуск сингла. Этот TPB** выпускало издательство Jellyfish Jam, и я, недолго думая, купил его. Кроме истории, выходившей ранее в сингле, первый том содержал ещё несколько историй. Сложно оценить, насколько большое разочарование меня постигло. Странные истории, не ведущие никуда. Дизайн шляпы Баффало приобрёл карикатурный, нелепый вид, от чего глаза болят. Юмор скатился до пародирования отсылок. Первый том был отвратителен во всей его полноте.

Поэтому когда где-то полгода назад вышел второй том, я его проигнорировал. Как оказалось, зря. По крайней мере, на 50% второй том однозначно хорош. Возможно, даже на 75%. Проценты объясняются просто — второй том содержит четыре истории. Две из них хороши, одна неплоха, и ещё одна оставляет с вопросам "что это за херня была?" Обо всём по порядку.

Значит, две истории, которые хороши, рисовал Дмитрий Феоктистов. Таланту этого художника я готов аплодировать стоя. Огромное внимание к деталям, тщательная проработка лицевой мимики и пропорций. В исполнении Дмитрия Баффало действительно стал похож на Ли Ван Клиффа, который, если верить авторам, был одним из прообразов. И я не знаю, насколько велико влияние художника на историю, но обе истории Феоктистова вышли интересными. Это классическая история про одинокого стрелка, забредающего в город. Его там ждёт заказ на убийство и неприятности, в которые он обязательно влипнет. Всё это с шутками и отсылками, которые дополняют историю, придают ей изюминку.

Другие две истории рисовал Евгений Францев. Моя личная проблема в том, что именно Францев автор нелепого нового дизайна шляпы Баффало (но это не точно). И поэтому просто читать эти две истории уже неприятно. Но ситуацию усугубляет то, что сюжет в этих двух историях за гранью разумного. В первой центром истории является какой-то мутировавший зверёк, которого почему-то обожает безумная девица. Во второй Баффало вдруг становится поборником экологии и защиты природы. Что несколько выпадает из образа, рисуемого остальными историями. К тому же там внезапно оказывается, что по ядерной пустыне ездят роботы, а ядерные ракеты разумны... Нет, я могу предположить здесь отсылку к Тёмной Звезде Карпентера***, но смысла в этом мало.

Суть в том, что в этих двух историях сюжет построен на отсылках. То есть здесь нет внятной истории, которая бы не отсылала к другим. И получается, что нет самой истории, нет смысла её читать.

Я сейчас попробую высказать предположение, основанное на косвенных уликах. Для авторов серии Фронтир, Алексея Волкова и Кирилла Кутузова, суть серии больше в создании попурри из любимых сюжетов, чем в рассказывании историй. А парни начитанные, вон, даже книгу про американские комиксы написали. И поэтому материал у них всегда найдётся, особенно учитывая, что они ещё и из фильмов берут идеи. Но лично я считаю, что смешивать сюжетные элементы лишь для смешения сюжетных элементов - глупо. Читать историю лишь ради отсылок - не интересно. К тому же это показывает отсутствие воображения и идей у авторов.

Скорей всего, я не прав, потому что самая первая история про Баффало, "Милосердная пуля", и две истории, которые рисовал Феоктистов - хороши. И там отсылки не являются основой для сюжета, или во всяком случае, они не мешают самой истории. У которой есть привычные начало, середина и конец. Есть развитие персонажей, есть интрига. Но как тогда объяснить превалирующее большинство остальных историй (пять штук)? Выбраковка? Берём количеством, в надежде, что оно перейдёт в качество? Кто знает.

Несмотря на перечисленные минусы, я не жалею, что купил второй том Фронтира. Как минимум, ради рисунка Феоктистова и шуток в его выпусках. Это было так здорово, что можно закрыть глаза на историю про "хорька" и некоторую странность истории про экологию и живую бомбу.

Итог: 4 из 6. Возможно, всё дело в заниженных ожиданиях после первого тома, но всё же я рекомендую ознакомиться со вторым томом комикса "Фронтир". Не факт, что вам захочется его перечитывать, но удовольствие от одного прочтения хотя бы одной из четырёх историй вы можете рассчитывать.

P.S.: С недавних пор я завёл Telegram-канал для всего, свяазанного с комиксами. А также Patreon - на случай, если кто готов пооддержать мои начинания в комикс-критике.

* Истерн — это тот же вестерн, только на востоке. West/East, вот и вся разница. А жанр тот же.

** TPB, или trade paperback - издание в мягкой обложке нескольких историй. Как правило, в таком виде выходят переиздания серий комиксов. Но на постсовестком пространстве это, считай, стандартное издание. Особенно для переводов Marvel.

*** Или отсылку к живым ядерным реакторам из Тригана, как вариант. Но больше похоже на Тёмную Звезду.

Расшифровка системы оценок: 6 — живая классика; 5 — достойно перепрочтения и разбора; 4 — одноразовое удовольствие; 3 — о вкусах не спорят, кому-то понравится; 2 — плохой комикс; 1 — это ж как постараться надо?

#комиксы #комикс #русскийкомикс #фронтир #jellyfishjam #истерн #вестерн #постапокалипсис

Posts from This Journal by “русский комикс” Tag