JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Твин Пикс (Twin Peaks, 1990-1991) - после первых двух сезонов

Впервые о сериале Twin Peaks я услышал, будучи студентом. Культовый сериал, которые пересматривают год за годом, пытаясь разобраться в его подтексте. История, с которой должен ознакомиться каждый - так мне говорили. Однако начав его смотреть, я увидел лишь скучную нудятину про расследование убийства школьницы с элементами мелодрамы про маленький городок, где у каждого есть секрет. С трудом досмотрев до конца первую серию, я решил, что слава у сериала дутая, а сам он - та ещё фигня.

Спустя пару лет Твин Пикс снова меня настиг. К тому времени у меня сменился круг общения, и мнение новых друзей я не смог игнорировать. Нельзя было просто махнуть на друзей рукой и объявить их идиотами. Поэтому я снова попробовал посмотреть сериал. В этот раз удалось дойти до середины второй серии. Но всё равно было дико скучно. Пришлось признать, что сериал не в моём вкусе, и забыть о нём.

Наконец, недели три назад я начал перечитывать Лабиринт Ехо. Наткнувшись на упоминание Твин Пикса, я решил сделать ещё одну попытку. Любопытство подогревал ещё и выход третьего сезона спустя почти тридцать лет после оригинала. И вот, третья попытка, прям по закону сказок, оказалась успешной. Красные портьеры приоткрылись, и Чёрный Вигвам впустил меня.

Поскольку я уверен, что третий сезон будет совсем иным опытом, нежели первые два, было решено составить своё мнение сейчас. Чтобы потом вернуться к нему и посмотреть, как изменилось восприятие картины. Ну и поделиться радостью, конечно. Несмотря на то, что сериал культовый, и вы наверняка в курсе сюжета, я его перескажу. Чтобы было на что опереться, ну и напомнить, если вдруг вы забыли.

В маленьком городке Твин Пикс на берегу реки находят тело школьницы Лоры Палмер. Расследовать её убийство приезжает агент ФБР Дейл Купер. Убийство Лоры нарушает привычный распорядок жизни маленького городка и приводит в движение невидимые механизмы, меняющие судьбы людей. В процессе расследования вскрывается море секретов местных жителей, как невинных, так и ужасных. На фоне этих событий выясняется, что с городом всё не так просто, как и с убийством Лоры. Дело не просто в том, какие тайны скрывала идеальная, на первый взгляд, девушка. Что-то зловещее и таинственное обитает в лесах вокруг городка недалеко от границы США и Канады. Что-то сверхъестественное. И у него своя роль во всём этом.

Сериал начинается, как обычный детектив. Есть убийство, есть агент ФБР, идёт расследование. Опрашиваются подозреваемые, проверяются алиби. Вскрываются секреты, строятся теории. Однако к середине уже первой серии акцент смещается на мелодраму. Мы узнём, как и чем живут некоторые обитатели Твин Пикс, порядка двадцати человек. С каждым связана та или иная тайна - кто-то изменяет своей жене или мужу, вокруг основного предприятия города, огромной лесопилки, плетутся интриги. А затем в третьей серии Дейл Купер засыпает, чтобы отправится в Красную Комнату. Это даёт начало другой стороне сериала - мистической и загадочной.

Чуть ли не основным референсом Твин Пикса, известным широкому кругу людей, является фраза "Совы не то, чем кажутся". По сути, слово "совы" можно заменять на всё в этом сериале. Внезапные сюжетные линии, вскрывающиеся на дне других линий. Между персонажами выявляются связи, о которых никак нельзя было догадаться. Кроме того, Линч в открытую играет со зрителем. Сериал, по сути, трёхслойный в плане восприятия. Есть персонажи, которые знают лишь то, что им дано знать. Есть зритель, который знает больше, ведь мы наблюдаем не только за положительными, но и за отрицательными персонажами. За последними, впрочем, лишь настолько, чтобы быть чуточку впереди расследования. И есть Дэвид Линч, который всё это замыслил и единственный знает, чем же совы на самом деле являются. И каждый раз, когда зрителю кажется, что он собрал мозаику - Линч вбрасывает новые детали, не укладывающиеся в столь ясную, как казалось, картину.

Проблема в том, что не всем нравится мелодрама. Не все любят детективы. Наконец, кому-то до лампочки мистический сюрреализм, таящийся на дне расследования убийства Лоры Палмер. В частности, мне местами было сложно следить за многочисленными мелодраматическими сюжетными линиями. Иногда кажется, что их слишком много, и сериал именно об этих мелких переживаниях, а не о тайнах и мистике. Хотя при этом каждый элемент находится на нужном месте.

Другая проблема сериала кроется в середине второго сезона. Там, где заканчивается расследование убийства Лоры Палмер. Впрочем, с этим можно и поспорить при желании - кто видел, тот поймёт. Если верить некоторым источникам, именно после того, как дело было закрыто, Твин Пикс начал терять зрителей, из-за чего сериал был закончен. Многих не устроило то, как закончилось дело, а для кого-то это был просто конец истории. Потому что дальше начиналась новая история, с новым антагонистом и новыми убийствами. Впрочем, поспорить можно и тут. Мне же кажется, что смотреть таким образом на сериал в корне не верно.

Твин Пикс - сериал про процессы без конца и начала, в этом он подобен жизни. Вы когда-нибудь задумывались, что каждая наша встреча с людьми - лишь перекрёсток двух дорог жизни? Каждый, встретившись, отправляется свой дорогой. Иногда она проходит где-то рядом, но куда чаще людям предстоит идти в совершенно другом направлении. Вы больше никогда не встретитесь с этими людьми. Так, что-то меня потянуло на дешёвую философию. Короче, я не совсем понимаю этого отношения к сериалу. Он так сделан, что вопросов всегда будет больше, чем ответов. И потому несмотря на некоторый спад темпа повествования после девятой серии, интересно не перестаёт быть. Тайны всё ещё окружают нас... в смысле персонажей сериала.

Собственно, в этих самых вопросах кроется часть очарования Твин Пикс. Тайны и загадки, к которым есть куча предположений, но опорой им служат косвенные улики, оставленные Линчем тут и там. Причём они не мешают основному сюжету, они скорее украшение. И всё же без них сериал был бы совсем не тем.

Что ещё делает сериал уникальным - персонажи. Взять хоть главного героя, агента Купера. Он странный, и это мягко сказано. Он может обсуждать дело об убийстве, а затем вдруг начать рассказывать про трагедию Тибета, окупированного Китаем. Он гениален и при этом часто кажется безумцем. Странные привычки и особое отношение к жизненной рутине рисуют непривычный портрет. И поначалу кажется, что он здесь такой один. Чудаковатый агент ФБР среди обывателей мелкого городка. Но нет, каждый персонаж здесь со временем раскрывает себя с необычной стороны. И этот уход от архетипичных персонажей делает каждого таким живым, что на их фоне реальность начинает блекнуть.

Отдельного упоминания заслуживает режиссёрская и операторская работа. То, как снят Твин Пикс - это нечто совершенно особое. Начиная от вступительных титров и заканчивая мелочами, вроде ракурсов и размытого кадра в нужных моментах. Честно говоря, я даже не припомню другого фильма или сериала, который бы так разговаривал со зрителем на языке визуальных образов. Эмоции, особенности восприятия персонажами ситуации, ход мыслей, настроение сцены - всё это передаётся без слов, исключительно движением камеры, актёрской игрой и построением сцены.

А ещё сериал звучит так, что я даже подходящего сравнения не подберу. Музыка и звуки в сериале играют роль не меньшею, чем... чем всё здесь, в общем-то. Интересная особенность Твин Пикса в том, что каждый его элемент тщательно подогнан под историю, которую рассказывают создатели сериала, Дэвид Линч и Марк Фрост. Мрачные эмбиенты переходят в джазовые импровизации, которые сменяются тревожными ритмами ударных... И особенно хороши редкие песенные композиции, добавляющие кульминационным моментам ещё больше напряжения.

Долго можно рассказывать об этом сериале, но я рискую уйти в поиск глубинного смысла, либо в слепое восхищение. Однако прежде чем подвести итог и идти дальше, надо ответить на главный вопрос. Если сериал так хорош, то что же мне мешало им наслаждаться все те пять лет, что я о нём знаю?

Первым делом - количество персонажей и драматических линий зашкаливает. Поначалу нет никакого желания разбираться в них. Ну спит старшеклассник с женатой официанткой, и что? Ну убили какую-то девушку - мне-то какая разница? Ну были у умершей страшные тайны - почему мне должно быть интересно? Кроме того, первые две серии движения почти нет. Действие развивается очень неторопливо. Лишь к концу третьей серии начинается движение. Точнее, оно начинается где-то к середине второй, но лишь третья открыто заявляет, что у нас тут не просто расследование убийства, не просто тайны маленького города, но мистические события, связанные с лесом вокруг. Безумная дама с бревном вдруг не кажется такой уж и безумной. Её эксцентричность - следствие увиденного.

Самое главное - это не значит, что вы должны превозмогать себя и смотреть первые три серии в надежде, что дальше пойдёт. Вовсе нет. Я полагаю, что для этого сериала нужны особые условия. Несколько изменённое состояние сознания, некоторый опыт, как зрительский, так и жизненный. Так что попробовать точно стоит. Но если вам не пойдёт, нет смысла себя насиловать.

Итог: 6 из 6. Оценка столь высока не потому, что сериал безупречен. Дело в том, что это настолько цельное произведение, что из него нельзя вырезать что-либо. Как и добавить. Поэтому, кстати, я с некоторым изумлением нахожу на трекерах фанатские сборки, где, например, вырезаны все сюжетные линии, не связанные напрямую с расследованием Лоры Палмер. Там нет таких сюжетных линий, на самом деле. Они могут расходиться очень далеко друг от друга, но всё равно они связаны. А насчёт проблем, которые у сериала есть, то тут я склонен считать, что это проблемы зрителей. Да, это обычно дешёвая отмазка, скрывающая бесталанность автора, но здесь я считаю, что это действительно проблемы зрителей, а не автора. Чтобы смотреть Twin Peaks, следует дождаться особого состояния разума и души, иначе магии не случится.

P.S.: На самом деле следом у нас идёт не третий сезон, а приквел "Твин Пикс: Огонь, иди со мной". Говорят, так себе получилось, но всё же стоит дать фильму шанс.

Система оценок: 6 - ни отнять, ни прибавить, идеал; 5 - всё было бы замечательно, если не пара моментов; 4 - одноразовое удовольствие; 3 - фанатам жанра понравится, остальным остерегаться; 2 - слишком много проблем, чтобы это можно было оправдать замыслом; 1 - неисправимо плохо, никакие правки не спасли бы.

#twinpeaks #твинпикс #дэвидлинч #дейлкупер #линч #lynch #сериалы

Tags: #lynch, #twinpeaks, #дейлкупер, #дэвидлинч, #линч, #сериалы, #твинпикс, анализ, дэвид линч, рецензия, сериалы, твин пикс
Subscribe

Posts from This Journal “сериалы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments