Retro

Твин Пикс (Twin Peaks, 1990-1991) - после первых двух сезонов

Впервые о сериале Twin Peaks я услышал, будучи студентом. Культовый сериал, которые пересматривают год за годом, пытаясь разобраться в его подтексте. История, с которой должен ознакомиться каждый - так мне говорили. Однако начав его смотреть, я увидел лишь скучную нудятину про расследование убийства школьницы с элементами мелодрамы про маленький городок, где у каждого есть секрет. С трудом досмотрев до конца первую серию, я решил, что слава у сериала дутая, а сам он - та ещё фигня.

Спустя пару лет Твин Пикс снова меня настиг. К тому времени у меня сменился круг общения, и мнение новых друзей я не смог игнорировать. Нельзя было просто махнуть на друзей рукой и объявить их идиотами. Поэтому я снова попробовал посмотреть сериал. В этот раз удалось дойти до середины второй серии. Но всё равно было дико скучно. Пришлось признать, что сериал не в моём вкусе, и забыть о нём.

Наконец, недели три назад я начал перечитывать Лабиринт Ехо. Наткнувшись на упоминание Твин Пикса, я решил сделать ещё одну попытку. Любопытство подогревал ещё и выход третьего сезона спустя почти тридцать лет после оригинала. И вот, третья попытка, прям по закону сказок, оказалась успешной. Красные портьеры приоткрылись, и Чёрный Вигвам впустил меня.

Поскольку я уверен, что третий сезон будет совсем иным опытом, нежели первые два, было решено составить своё мнение сейчас. Чтобы потом вернуться к нему и посмотреть, как изменилось восприятие картины. Ну и поделиться радостью, конечно. Несмотря на то, что сериал культовый, и вы наверняка в курсе сюжета, я его перескажу. Чтобы было на что опереться, ну и напомнить, если вдруг вы забыли.

В маленьком городке Твин Пикс на берегу реки находят тело школьницы Лоры Палмер. Расследовать её убийство приезжает агент ФБР Дейл Купер. Убийство Лоры нарушает привычный распорядок жизни маленького городка и приводит в движение невидимые механизмы, меняющие судьбы людей. В процессе расследования вскрывается море секретов местных жителей, как невинных, так и ужасных. На фоне этих событий выясняется, что с городом всё не так просто, как и с убийством Лоры. Дело не просто в том, какие тайны скрывала идеальная, на первый взгляд, девушка. Что-то зловещее и таинственное обитает в лесах вокруг городка недалеко от границы США и Канады. Что-то сверхъестественное. И у него своя роль во всём этом.

Сериал начинается, как обычный детектив. Есть убийство, есть агент ФБР, идёт расследование. Опрашиваются подозреваемые, проверяются алиби. Вскрываются секреты, строятся теории. Однако к середине уже первой серии акцент смещается на мелодраму. Мы узнём, как и чем живут некоторые обитатели Твин Пикс, порядка двадцати человек. С каждым связана та или иная тайна - кто-то изменяет своей жене или мужу, вокруг основного предприятия города, огромной лесопилки, плетутся интриги. А затем в третьей серии Дейл Купер засыпает, чтобы отправится в Красную Комнату. Это даёт начало другой стороне сериала - мистической и загадочной.

Чуть ли не основным референсом Твин Пикса, известным широкому кругу людей, является фраза "Совы не то, чем кажутся". По сути, слово "совы" можно заменять на всё в этом сериале. Внезапные сюжетные линии, вскрывающиеся на дне других линий. Между персонажами выявляются связи, о которых никак нельзя было догадаться. Кроме того, Линч в открытую играет со зрителем. Сериал, по сути, трёхслойный в плане восприятия. Есть персонажи, которые знают лишь то, что им дано знать. Есть зритель, который знает больше, ведь мы наблюдаем не только за положительными, но и за отрицательными персонажами. За последними, впрочем, лишь настолько, чтобы быть чуточку впереди расследования. И есть Дэвид Линч, который всё это замыслил и единственный знает, чем же совы на самом деле являются. И каждый раз, когда зрителю кажется, что он собрал мозаику - Линч вбрасывает новые детали, не укладывающиеся в столь ясную, как казалось, картину.

Проблема в том, что не всем нравится мелодрама. Не все любят детективы. Наконец, кому-то до лампочки мистический сюрреализм, таящийся на дне расследования убийства Лоры Палмер. В частности, мне местами было сложно следить за многочисленными мелодраматическими сюжетными линиями. Иногда кажется, что их слишком много, и сериал именно об этих мелких переживаниях, а не о тайнах и мистике. Хотя при этом каждый элемент находится на нужном месте.

Другая проблема сериала кроется в середине второго сезона. Там, где заканчивается расследование убийства Лоры Палмер. Впрочем, с этим можно и поспорить при желании - кто видел, тот поймёт. Если верить некоторым источникам, именно после того, как дело было закрыто, Твин Пикс начал терять зрителей, из-за чего сериал был закончен. Многих не устроило то, как закончилось дело, а для кого-то это был просто конец истории. Потому что дальше начиналась новая история, с новым антагонистом и новыми убийствами. Впрочем, поспорить можно и тут. Мне же кажется, что смотреть таким образом на сериал в корне не верно.

Твин Пикс - сериал про процессы без конца и начала, в этом он подобен жизни. Вы когда-нибудь задумывались, что каждая наша встреча с людьми - лишь перекрёсток двух дорог жизни? Каждый, встретившись, отправляется свой дорогой. Иногда она проходит где-то рядом, но куда чаще людям предстоит идти в совершенно другом направлении. Вы больше никогда не встретитесь с этими людьми. Так, что-то меня потянуло на дешёвую философию. Короче, я не совсем понимаю этого отношения к сериалу. Он так сделан, что вопросов всегда будет больше, чем ответов. И потому несмотря на некоторый спад темпа повествования после девятой серии, интересно не перестаёт быть. Тайны всё ещё окружают нас... в смысле персонажей сериала.

Собственно, в этих самых вопросах кроется часть очарования Твин Пикс. Тайны и загадки, к которым есть куча предположений, но опорой им служат косвенные улики, оставленные Линчем тут и там. Причём они не мешают основному сюжету, они скорее украшение. И всё же без них сериал был бы совсем не тем.

Что ещё делает сериал уникальным - персонажи. Взять хоть главного героя, агента Купера. Он странный, и это мягко сказано. Он может обсуждать дело об убийстве, а затем вдруг начать рассказывать про трагедию Тибета, окупированного Китаем. Он гениален и при этом часто кажется безумцем. Странные привычки и особое отношение к жизненной рутине рисуют непривычный портрет. И поначалу кажется, что он здесь такой один. Чудаковатый агент ФБР среди обывателей мелкого городка. Но нет, каждый персонаж здесь со временем раскрывает себя с необычной стороны. И этот уход от архетипичных персонажей делает каждого таким живым, что на их фоне реальность начинает блекнуть.

Отдельного упоминания заслуживает режиссёрская и операторская работа. То, как снят Твин Пикс - это нечто совершенно особое. Начиная от вступительных титров и заканчивая мелочами, вроде ракурсов и размытого кадра в нужных моментах. Честно говоря, я даже не припомню другого фильма или сериала, который бы так разговаривал со зрителем на языке визуальных образов. Эмоции, особенности восприятия персонажами ситуации, ход мыслей, настроение сцены - всё это передаётся без слов, исключительно движением камеры, актёрской игрой и построением сцены.

А ещё сериал звучит так, что я даже подходящего сравнения не подберу. Музыка и звуки в сериале играют роль не меньшею, чем... чем всё здесь, в общем-то. Интересная особенность Твин Пикса в том, что каждый его элемент тщательно подогнан под историю, которую рассказывают создатели сериала, Дэвид Линч и Марк Фрост. Мрачные эмбиенты переходят в джазовые импровизации, которые сменяются тревожными ритмами ударных... И особенно хороши редкие песенные композиции, добавляющие кульминационным моментам ещё больше напряжения.

Долго можно рассказывать об этом сериале, но я рискую уйти в поиск глубинного смысла, либо в слепое восхищение. Однако прежде чем подвести итог и идти дальше, надо ответить на главный вопрос. Если сериал так хорош, то что же мне мешало им наслаждаться все те пять лет, что я о нём знаю?

Первым делом - количество персонажей и драматических линий зашкаливает. Поначалу нет никакого желания разбираться в них. Ну спит старшеклассник с женатой официанткой, и что? Ну убили какую-то девушку - мне-то какая разница? Ну были у умершей страшные тайны - почему мне должно быть интересно? Кроме того, первые две серии движения почти нет. Действие развивается очень неторопливо. Лишь к концу третьей серии начинается движение. Точнее, оно начинается где-то к середине второй, но лишь третья открыто заявляет, что у нас тут не просто расследование убийства, не просто тайны маленького города, но мистические события, связанные с лесом вокруг. Безумная дама с бревном вдруг не кажется такой уж и безумной. Её эксцентричность - следствие увиденного.

Самое главное - это не значит, что вы должны превозмогать себя и смотреть первые три серии в надежде, что дальше пойдёт. Вовсе нет. Я полагаю, что для этого сериала нужны особые условия. Несколько изменённое состояние сознания, некоторый опыт, как зрительский, так и жизненный. Так что попробовать точно стоит. Но если вам не пойдёт, нет смысла себя насиловать.

Итог: 6 из 6. Оценка столь высока не потому, что сериал безупречен. Дело в том, что это настолько цельное произведение, что из него нельзя вырезать что-либо. Как и добавить. Поэтому, кстати, я с некоторым изумлением нахожу на трекерах фанатские сборки, где, например, вырезаны все сюжетные линии, не связанные напрямую с расследованием Лоры Палмер. Там нет таких сюжетных линий, на самом деле. Они могут расходиться очень далеко друг от друга, но всё равно они связаны. А насчёт проблем, которые у сериала есть, то тут я склонен считать, что это проблемы зрителей. Да, это обычно дешёвая отмазка, скрывающая бесталанность автора, но здесь я считаю, что это действительно проблемы зрителей, а не автора. Чтобы смотреть Twin Peaks, следует дождаться особого состояния разума и души, иначе магии не случится.

P.S.: На самом деле следом у нас идёт не третий сезон, а приквел "Твин Пикс: Огонь, иди со мной". Говорят, так себе получилось, но всё же стоит дать фильму шанс.

Система оценок: 6 - ни отнять, ни прибавить, идеал; 5 - всё было бы замечательно, если не пара моментов; 4 - одноразовое удовольствие; 3 - фанатам жанра понравится, остальным остерегаться; 2 - слишком много проблем, чтобы это можно было оправдать замыслом; 1 - неисправимо плохо, никакие правки не спасли бы.

#twinpeaks #твинпикс #дэвидлинч #дейлкупер #линч #lynch #сериалы

Posts from This Journal by “сериалы” Tag

(Anonymous)
На мой взгляд Твин Пикс - это какая-то нелепая фантасмагория. В детстве смотрел, все ждал что же будет в итоге, а в итоге какая-то мистическая дичь.

Тут как с картинами Поллока. Наверняка найдутся те кто видит в этом какой-то глубинный смысл. Однако мне кроме мазни увидить там что-то тяжело.
На мой взгляд Твин Пикс - это какая-то нелепая фантасмагория. В детстве смотрел, все ждал что же будет в итоге, а в итоге какая-то мистическая дичь.

Тут как с картинами Поллока. Наверняка найдутся те кто видит в этом какой-то глубинный смысл. Однако мне кроме мазни увидеть там что-то тяжело.

(Сорри, забыл залогиниться)
То есть я правильно понял, что ты его смотрел в детстве, ничего не понял, и поставил на нём крест?

Ну во первых да, чтобы разобраться в картинах Поллока, нужно тоже кое-что понимать. Современное искусство - это искусство контекста, то есть надо знать историю создания картины, личность автора и события, происходящие вокруг него. Мне это тоже не нравится, но я могу понять эту логику.
А я с 91-го под впечатлением.
Моё почтение =)
Я просто физически не мог быть уже тогда под впечатлением.
Очень хороший анализ. Мне кажется, на основе этого поста можно было бы сделать отличный видеоролик!
Спасибо! Да, я вот тоже подумал, что некоторые вещи проще показать в видео, чем пытаться рассказать о них текстом =)
Я еще с первого показа люблю.
И тройственность (несмотря на юность при просмотре) уловила уже тогда, и иронию заложенную. Т.е. это у нас детектив, который внезапно превращается в мыльную оперу, которая превращается в триллер, который превращается в мистическую фантасмагорию и тд :)
А вот третий у меня не пошел.
Я со скрипом досмотрела до 5 (кажется) воскликнула "дайте Линчу ножницы!" и дропнула.
Первые два регулярно пересматриваю.
Финальный сезон это же лучшее что случилось с сериалом! Вы чего? Он не только завершает, но дополняет историю новыми и самобытными линиями...
Если бы Лост в прошлом (или позапрошлом?) году не начал его переозвучивать, я бы и не начинал... по эпизоду в день посмотрел старый сериал и вскоре вышел новый. Новый буду помнить. Старый — нээ, ну такое, прикольно местам, морали нет, местами пробирает но в основном просто хорошее авторское ретро. И я его хотя бы не ругаю))
Любопытно. А мне прям зашли первые два сезона, прям даже начал было пересматривать сразу первые сезон. Вот до сих пор думаю, удалять ли с диска эти 100 гигов удовольствия (спецом в хд качал, и чтоб с субтитрами и выбором разных дорожек было =))
Ты знаешь, а я так и не смогла его посмотреть. Не пошел вообще
Что тут сказать... Вопрос вкусовых пристрастий никто не отменял. А насколько вообще хватило терпения? Или прям с первых минут не пошло?
Вот после первого просмотра осталось впечатления всей этой таинственности, многослойности. С этими воспоминаниями села смотреть его повторно - и как раз застопорилась. Все как ты и писал - очень неторопливо. Построение сюжета на переплетении отношений и параллельных историй кучи персонажей - это ок. Большинство ТВ продукта сейчас на этом построены. Но вот темп - это пока огромное препятствие. Буду делать еще подход.)))
Ну и после таких объемных обзоров есть опасение - не увидеть всего этого самой. А это будет большое расстройство))
Ну как сказать, большинство. Какая-то часть да. Но вот например, если Готэм и Агенты ЩИТ пытаются строить такую схему, то Стрела и Флэш больше фокусируются на главных героях. К тому же так много персонажей, как в Твин Пиксе, я видел разве что LOST. Кстати, ретроспективно понимаю, что создатели Лоста как раз целились в Твин Пикс со всей этой мистической недосказанностью и мелодрамой.

А почему будет расстройство-то? Тут так-то можно вообще сказать, что это я блаженный и вижу несуществующее, половину додумывая. К тому же у каждого своё восприятие.