Category:

Твин Пикс: Огонь, иди со мной (1992)

В 1991 году, после непродолжительной борьбы за зрителей, сериал Твин Пикс был снят с показа. Особым поводом для печали стало окончание сезона — там стоял такой огромный вопрос, что можно записывать в книгу рекордов Гиннеса. Что будет с агентом Купером? Сможет ли он вернуться из Чёрного Вигвама? Поймут ли окружающие, что с ним случилось? Почему Гордон слышит Шелли, несмотря на глухоту?

Дэвид Линч вышел из ситуации весьма спорным путём. Дождавшись окончательного решения ABC* о закрытии сериала, он нашёл нового спонсора в лице CiBy Pictures и решил снимать полнометражные фильмы по сериалу. Был озвучен план снять три картины — приквел и два сиквела. 

В рекордные сроки был снят и отправлен в прокат приквел "Твин Пикс: Огонь, иди со мной" (Twin Peaks: Fire Walk with Me). Однако фильм ждал провал, поставивший крест на каком-либо продолжении сериала. В новом тысячелетии ситуация изменилась, но об этом - в следующий раз. Сегодня же поговорим о том, что именно представлял из себя полнометражный фильм и почему он не "взлетел".

"Огонь, иди со мной" рассказывает, по сути, две истории. Про убийство Терезы Бэнкс, произошедшее за год до Лоры Палмер. И про последние дни Лоры. Кем она была и каким был её путь в могилу. О событиях, положивших начало большому переполоху в маленькому Твин Пиксе.

Прежде всего я сразу назову проблему, характерную для любого приквела. Даже две. Во-первых, зритель знает, чем всё закончится. Знает, кто будет жить, а кто умрёт. Заинтриговать его развязкой не выйдет, придётся брать персонажами, зрелищем и новыми подробностями. Последнее как раз выливается во вторую типичную проблему приквелов — почти всегда они нарушают целостность оригинального произведения. В "Твин Пикс: Огонь, иди со мной" немало событий, противоречащих сериалу. Поневоле возникают вопросы, мол, а как при таких условиях всё могло пойти именно так? Почему никто не заметил, ничего не сделал?.. Разумеется, отвечать некому**, и недосказанность вызывает разочарование и злость. 

Другим весьма неоднозначным элементом является героиня фильма, Лора Палмер. Это уже скорее частное впечатление, которое вряд ли возникнет у всех, но когда смотришь сериал, Лора не воспринимается, как человек. Будучи покойницей, она может быть обвинена в чём угодно. Да, она нюхала кокаин, продавала своё тело и это только начало списка. Но мы не видели её за этими делами, в кадре появлялись лишь её мертвое тело и фотография в рамке. А приквел исправляет это. 

Теперь мы видим, какой противоречивой личностью была Лора. Как она совершает все эти неприятные поступки. Как погоня за лёгкими удовольствиями и весёлой жизнью свела её в могилу. Трагичная история, да вот только большую часть фильма я сидел, подбирая разные нехорошие эпитеты для героини. Хотя в конце концов, так и было запланировано. Лора является отражением всех скрытых пороков Твин Пикса. Каждый из персонажей в сериале в той или иной степени шлюховал, предавал и занимался преступной деятельностью. Лора просто вобрала в себя весь Твин Пикс, его хорошие и плохие стороны. Она была его яркой звездой. Сверкающей, сжигающей и сгорающей. Конец был неизбежен.

История Терезы Бэнкс проще, но здесь своя проблема. Дело в том, что фильм начинается подобно первой серии Твин Пикса. Вот тело Терезы в полиэтилене находят на берегу реки в городе Deer Meadow (Олений Луг). Город находится в том же штате Вашингтон, то есть недалеко от Твин Пикса. За дело берутся агенты ФБР Честер Дезмонд и Сэм Стенли. Однако дело разваливается, когда Честер исчезает. 

По ходу фильма Тереза ещё пару раз появляется во флэшбеках, которые связывают её с Лорой. Но на этом всё. Это настолько ненужный и никуда не ведущий сюжет, что его с тем же результатом могло вообще не быть. Да, он красиво снят, актёры хороши, история дополняет образ ФБР, как сборища лунатиков... А толку-то? Эта экспозиция нигде больше не сыграет свою роль, а эстетика ради эстетики не имеет смысла. Это не дало новых ответов, лишь новые вопросы. Не говоря уж о том, что это выглядит, как кусок отдельного фильма или даже сериала и композиционно выглядит паршиво. 

Вернёмся к последним дням Лоры Палмер. Как вы помните, я называл три составляющие сериала Твин Пикс. Три жанровых слоя — детектив, мелодрама и мистика. В "Огонь, иди со мной" детектив заменили на "фильм ужасов". Причём довольно примитивный, со скримерами и всякой жутью. При первом скримере я даже вздрогнул, но скорее от неожиданности, чем от испуга. 

Слой мелодрамы остался, но был сокращён сообразно возможностям и целям. Никакого многообразия персонажей, лишь Лора и её окружение. Тут малость смущает, что роль её ближайшей подруги, Донны, исполнила другая актриса, нежели в сериале. В остальном всё очень даже хорошо. Умеет Линч в мелодраму. Донна, которая переживает за Лору, парни Лоры, которые не могут понять её переменчивого настроения и тоже переживают. Сама Лора, которая понимает, что зашла слишком далеко, но уже не может свернуть... Всё это действительно цепляет за живое. Правда, больше на автомате, чем само по себе. Я знаю, что из себя представляют Бобби и Джеймс, и потому могу им сопереживать. Другое дело, что сопереживая им, я не могу не называть Лору шлюхой, но затем нам демонстрируют её страдания, что смазывает негативное впечатление.

Получила своё развитие и мистика. Больше загадок, больше интриг. ФБР стал похож на каких-то масонов-иллюминатов, по неизвестной причине работающие на правительство. И хотя здесь некоторые загадки прояснились, вопросов меньше не стало. Причём если в сериале это объяснялось желанием тянуть бесконечную интригу, мол, ждите ответа в следующей серии, то здесь это выглядит тем, чем на самом деле и является — завуалированным богом из машины. Надо, чтобы Лора узнала, кем является Боб? А давайте ей подскажут миссис Тремонд и её внук, обитатели Чёрного Вигвама. Пусть они появятся из ниоткуда и исчезнут в никуда. А вот умный агент Честер Дезмонд напал на след убийцы Терезы Бэнкс. Ну и фиг с ним, он просто испарится в воздухе. А что, это ж мистические силы, они и не такое могут.

А ещё достаточно любопытным является пунктик про 18+. Фильм содержит женские обнажённые тела и демонстрацию полового акта. Чего, разумеется, не могло быть в сериале, потому что цензура на телевидении строже. Смутно я вспоминаю отрывки из Малхолланд Драйв, где обнажёнки тоже хватает. Видимо, Линч любит такое, и в случае Твин Пикса был вынужден сдерживать себя, а на фильме можно было отыграться. Вопрос, впрочем, тот же — зачем это здесь? Возможно, это только мне режет глаз, но это ведь стилистический диссонанс! Я привык к тому, как всё это обыгрывалось в сериале, и вот вдруг в полнометражном фильме всё обыгрывается иначе. Как именно, дело десятое, меня бы смутила и обратная перемена.

Подведём итоги. Фильм провалился, вероятно, потому, что слишком отличался от сериала, внешне и по содержанию. Он показывал совсем другую сторону Твин Пикса, и не ту, что хотели видеть фанаты. В то время, как все хотели увидеть продолжение, Линч хотел показать прошлое. Кроме того, возникли немалые проблемы с производством — например, агент Честер Дезмонд появился в сценарии лишь потому, что Кайл Маклахлен (агент Купер) был не заинтересован в съёмках. Изначально вообще отказался, но затем передумал, потребовав лишь, чтобы его было как можно меньше. 

Делает ли всё вышеперечисленное фильм плохим? На самом деле нет. Смотреть "Твин Пикс: Огонь, иди со мной" интересно. Это неожиданно подробный и откровенный взгляд на историю Лоры Палмер. Открывающий новые грани и заставляющий поневоле сопереживать ей. Смотреть этот фильм непросто, но оно того стоит. 

Итог: 4 из 6. Всё же удовольствие вышло достаточно сомнительным. Кое-что стало яснее, но вопросов стало всё равно больше. И эти вопросы стали более "жидкими". Задавая их, начинаешь понимать, что они изначально задумывались без ответа. То есть в попытке докопаться до глубинного смысла понимаешь, что цель автора была лишь в том, чтобы увести на глубину. Здесь нет ничего, только толща воды давит на уши. 

После выхода приквела Линч потерял интерес к Твин Пиксу. Несколько раз порываясь писать продолжение, он отказывался от него. В 2001 году ясно дал понять, что продолжения не будет. Однако слухи продолжали поступать, и в 2014-м году стало ясно, что сиквелу всё же быть. И вот в 2017-м году сериал возродился. И был настолько хорошо принят, что Линч и Фрост собираются снимать продолжение. О возвращении Твин Пикса и поговорим в следующий раз.

P.S.: Оригинальный фильм длится два с лишним часа. А если раздобыть фанатскую сборку со всеми вырезанными сценами (ну или ту версию, что вышла в 2014 году и называется Twin Peaks: The Missing Pieces), то больше трёх часов. Рекомендую посмотреть обе, потому что там меняются некоторые сцены. В частности, связанные с Филиппом Джефрисом. О нём тоже в следующий раз (или нет).

P.P.S.: А ещё, по ходу, на Линча надаваили зоофилы какие-то. Потому что ни в фильме, ни в продолжении сериала нет сов. Вообще. Ни одной. Куда они делись?

Расшифровка системы оценок: 6 — идеал; 5- отлично; 4 — достойно просмотра; 3 — странно, сомнительно и местами паршиво; 2- паршиво чуть менее, чем полностью; 1 — во, изврат.

* American Broadcasting Company — телесеть, которая спонсировала и показывала Твин Пикс.

** Дэвид Линч и Марк Фрост могли бы ответить, но до них ещё надо добраться. Сегодня можно загуглить интервью и дополнительные материалы, а вот в 92-ом году можно было лишь изрыгать проклятья в адрес авторов.

#twinpeaks #твинпикс #кино #сериал #огоньидисомной #firewalkwithme #лорапалмер #дэвидлинч #критика #кинокритика 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.