jrchernik

Category:

Рецензия на книгу Уэйна Барлоу "Демон Господа" (God's Demon, 2007)

(Уровень спойлеров: умеренный)

Есть такой жанр в литературе - сплаттерпанк. Первопроходцем и основателем его считают Клайва Баркера, который сочинял в начале 90-х такие ужасные в хорошем смысле истории, что все просто ахнули. А затем бросились писать нечто подобное. "Демон Господа", по крайней мере в стилистическом плане, вышел прямиком из этого направления. Вышел и пошёл, да. 

Чем характеризуется сплаттерпанк? Существуют разные определения, но прежде всего это жестокие сцены насилия за гранью того, что человек позволяет себе представить. Кровь, кишки и содомия - идеальное резюме тому, что может происходит в книгах этого направления. 

Действие романа Уэйна Барлоу разворачивается в Аду. Вместо воды здесь кровь и слёзы грешников, строительным материалом являются превращённые в камень души, а правят этим мрачным миром падшие ангелы, в связи с Низвержением превратившиеся в демонов. Основным событием книги является противостояние двух архидемонов, Саргатана и Вельзевула. Первый, бывший серафим, пытается вырваться из Ада и вернуться на Небеса. Второй, наместник Люцифера после его таинственного исчезновения, убеждён, что падшим ангелам самое место здесь. Нет другой судьбы и не может быть, а все, считающие иначе, должны умереть. 

Чтобы понимать, почему книга сложилась именно так, а не иначе, следует немного рассказать об авторе. Уэйн Барлоу не столько писатель, сколько художник, и именно в таком качестве прославился. Помимо впечатляющих картин, изображающих фантастические миры, он поработал в киноиндустрии над некоторыми весьма известными проектами. Он помогал с визуальными образами из Аватара, придумывал существ для Хеллбоя и работал над дизайном третьего и четвёртого фильма о Гарри Поттере. 

К 2007 году, когда вышел "Демон Господа", Барлоу уже не в первый раз изображал Ад. Прежде вышли два путеводителя по Аду, больше альбомы, чем книги. Впрочем, некоторые аспекты, например, тайну исчезновения Люцифера, раскрывают именно там. Что, честно говоря, фрустрирует, потому что по мере чтения "Демона" казалось, что автор раскроет эту тайну здесь. 

Будучи художником, Барлоу и в прозе уделяет много места описанию происходящего в Аду. Инфернальные картины так и встают перед глазами, и при всём уважении, но существование на просторах интернета иллюстраций самого Барлоу в данном случае скорее мешает, чем помогает работе фантазии. Описан Ад весьма красочно, с кровавыми дождями и живыми домами, которые населяют омерзительные существа. В то же время ужасное перемежается прекрасным, противостояние двух падших ангелов показано в том числе и через разницу в городах, которыми они правят. Кошмарный тёмный Дис, где нечистоты и кровь текут по улицам в равных пропорциях, и хаос царит повсюду, и прекрасный светлый Адамантинаркс-на-Ахероне, где размеренному порядку подчинена всякая жизнь. 

Описания жизни в Аду в романе сильно довлеют над сюжетом. Даже когда шестерни закрутились и могучие силы приходят в движение, Барлоу продолжает тратить уйму времени на адские панорамы. Что безусловно, может встать проблемой, особенно если вы не фанат темы. Мне, как прошедшему все круги Ада вместе с Данте и Вергилием в "Божественной комедии", было крайне любопытно увидеть, как ещё это всё может выглядеть. Кроме того, во мне есть этот мрачный уголок, получающий удовольствие от описаний насилия. Далеко не всем такое понравится. К слову, сам Барлоу ссылается на "Потерянный рай" Мильтона. Сказать, насколько это уважительные/оскорбительные отсылки, не могу сказать - меня хватило лишь на первую главу "Потерянного рая", и я остался в весьма смешанных чувствах. 

В истории имеются дыры, и значительные. Взять хоть мир и его правила. Ад описан столь детализировано, что поневоле задаёшься вопросами. В Аду обитают некие абиссали, жившие здесь до Низвержения, и вообще Ад описывается, как обособленный мир, живущий по своим законам. В то же время это мир с жестко заданной целью - чтобы здесь страдали демоны и грешники. Уживаются эти два момента с трудом, потому что то здесь, то там красота и эффектность довлеет над логикой. 

Очень частным случаем является проблема Вельзевула. Здесь небольшой спойлер до конца абзаца, осторожно. Так вот, во-первых, у Вельзевула две легенды происхождения, и хотя они не противоречат друг другу полностью, сам факт расхождения вызывает вопросы. Будь здесь ещё и третья легенда, я бы понял, что это замысел автора, мол, перед нами живой миф и никто из действующих лиц не знает в полной мере, с кем имеет дело, но (!) этого нет. Посему выглядит, как недоработка. Во-вторых, Вельзевул представляет из себя разумный рой мух, способный формироваться в человекоподобное нечто. И каждый, абсолютно каждый демон, что выходит с ним биться, не додумался притащить хотя бы факел в поддержку. А учитывая, что каждый демон здесь владеет магией, в том числе и огненной, то решительно непонятно, почему ни одна тварь не догадалась спалить Вельзевула. Нигде не написано, что он имеет какую-то особую защиту от огня, а значит, это самый обычный рой мух. Дайте мне бочку напалма и не нужно быть демоном, чтобы одолеть его. 

Можно ещё добавить в копилку странным образом проработанных персонажей. Странными из делает то, что я вряд ли назову конкретные черты характеров и не смогу пересказать историю даже основных персонажей книги, но при этом умудрялся за них переживать. И когда кто-то умирал, хоть на пару минут, но это становилось трагедией и для меня. Объяснить это мне нечем. 

По сути своей "Демон Господа" является историей о событии, а не историей героя, пусть здесь и есть номинально главный персонаж. Это история не столько о его пути, сколько о том, как его решения, его действия поменяли жизни всех вокруг. И в этом качестве книга замечательна. Следить за развитием событий сплошное удовольствие и оторваться почти невозможно. 

Беглый просмотр чужих мнений показывает, что я в своём восторге в меньшинстве. Значительная часть рецензентов на том же fantlab отмечает достаточно сумбурное повествование, предсказуемость и чрезмерное смакование Ада. Я не могу с ними согласиться, но вынужден признать, что это мои пристрастия дают о себе знать. Для меня Демон Господа был праздником и открытием. Многие брались за описания Ада, но мало у кого получалось столь красочно. За что и ценю, наряду с персонажами. Поэтому рекомендую всем ознакомиться с книгой, хотя бы с началом - по нему всё поймёте. 

Итог: 4 из 6. Отличное, но одноразовое удовольствие. 

Система оценок: 6 - шедевр; 5 - впечатляюще, требует повторного прочтения; 4 - хорошая книга на один раз; 3 - история на любителя; 2 - похоронено под ошибками; 1 - это, мать его, достижение. 

P.S.: А для тех, кто уже читал книгу, есть радостные новости - Барлоу пишет продолжение! Ничего пока не ясно со сроками, нам обещают её в 2019 году, но будет ли она и впрямь готова к этому времени, неизвестно. Ждём. 

P.P.S.: (спойлеры!) пришло в голову, что вся история очень напоминает каркасом Иллиаду. Есть Менелай-Саргатан со своим волевым решением штурмовать Трою-Дис. Значительную роль в сюжете играет Елена-Лилит, а сама история не об осаде города, а о героях, что находятся по обе стороны от стен. О хитроумном Одиссее-Ганнибале, о непобедимом Ахилле-Валефаре... Безусловно, сходство скорее номинальное, чем буквальное, но всё же.

P.P.P.S.: Как и все последние записи, эта была опубликована сначала на Яндекс.Дзен

#уэйнбарлоу #демонгоспода #ад #демоны #литература #книги #barlowe #godsdemon #сплаттерпанк #ужасы #фентези


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.