jrchernik

Category:

Осенняя читальня: в процессе

Как и обещал, рассказываю о книгах, которые сейчас читаю. Раньше я был крайне категоричен в этом деле — взялся за книгу, читай только её. Со временем стало ясно, что это излишне категоричная позиция. Конечно, у нынешней анархии есть свои минусы. Книги, изначально не слишком заинтересовавшие, имеют гораздо большую возможность выпасть из чтения. Если считать все истории, с которыми я начал знакомиться какое-то время назад и теоретически планирую к ним вернуться, то получится не четыре книги, а все  двенадцать. Итак, приступим:

1. Хантер Томпсон «Ангелы Ада».

Я люблю Хантера Томпсона за его стиль и за то, что благодаря ему подобный стиль стал приниматься во внимание. Грубый, несдержанный, местами вульгарный, но по-детски искренний и предельно точный. 

До Ангелов я успел прочесть Царство Страха, полистать «Поколение Свиней». Ну и конечно, ознакомился с самой известной его книгой «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Я всё это перечисляю к тому, чтобы заявить, что среди этих трёх книг автора «Ангелы Ада» — самая содержательная и документальная книга Томпсона. В это произведение было вложено много труда, и это заметно. Хантер не только жил и катался с Ангелами в течение двух лет, но ещё и провёл большое исследование в их отношении. Раскопал немало информации в архивах, обработал всё это и представил на суд читателя. 

Ложкой дёгтя в этой книге выступает неизбывная неряшливость Хантера в построении единой сюжетной линии. Сумбур и хаос нарушают плавный ход истории. Больше всего это похоже на разговор в баре после второй кружки — пока рассказываешь одну историю, в неё вдруг вклинивается другая, третья... К чести мистера Томпсона следует признать, что он всегда возвращается к первой истории, хотя отходит от неё в сторону с завидной регулярностью. 

А ещё это первая книга Томпсона в моей личной коллекции. До этого я всё одалживал книги Хантера у друзей на почитать. Здорово.

2. Гюстав Флобер «Саламбо».

Классика, одним словом. Эту книгу из всех я меньше всего осилил пока что, и впечатления в основном от языковых изысков. Описания людей и мест пестрят такими словосочетаниями, которые я прежде не встречал. Что, конечно, не только показатель класса Флобера, но и показатель моей необразованности. Которую я данной книгой и пытаюсь восполнять. 

Вообще действие разворачивается быстро, но со мной играет дурную шутку электронная версия, в которую погружаться не так удобно. Как только разберусь с любым из остальных читаемых книг, Саламбо быстро пойдёт вперёд. Самый интерес начинается, наёмники Карфагена, разочарованные отсутствием оплаты своего труда, собираются тот самый Карфаген взять силой и разграбить. Что же будет дальше... История знает скучный и простой ответ, но всё равно интересно. 

3. Александр Генис «Камасутра книжника».

Все четыре автора, о которых я рассказываю сегодня, пишут искусно, так что в очередной раз восхвалять стиль не буду. Особенности его, как бы то ни было, таковы, что у Гениса единственного я чувствую, что текст перегружен языковыми украшениями. Автор хочет написать красиво и не отказывает себе в таком удовольствии, что само по себе хорошо, но фокус текста размывается. Так что центральная идея главы и книги вообще может потеряться.

Кстати о центральной идее. На обложке написано, что это «детальная инструкция по извлечению наслаждения из книг». Что является правдой лишь отчасти. «Камасутра книжника» в куда больше степени является автобиографией Гениса, его рассуждениями о  прочитанном. Будь автор моложе, его книга была бы блогом. Собственно, она недалеко отстоит — её главы изначально публиковались в «Новой газете». 

Книга интереса теми главами, в которых действительно содержатся «инструкции по извлечению удовольствия из книг». И если предложение во время чтения книги путешествовать по местам, описанным в ней, достаточно дорогое удовольствие, то читать книгу с карандашом в руке, «возвращая себе голос», может каждый. Интересно, одним словом.

4. Макс Фрай «Отдай моё сердце».

Книги Макса из серии про Ехо для меня являются тяжёлым наркотиком. Каждая книга — литературный запой без памяти. Отлипнуть от книги можно лишь огромным усилием воли, и каждую минуту в мыслях всё равно возвращаешься к ней. 

Мир Ехо крайне привлекательная фантазия и любая кроха информации о нём кажется драгоценностью. Несмотря на многие изменения в обстоятельствах жизни сэра Макса его истории по прежнему увлекают. Даже если сама история на первый взгляд пустяк. В самом деле, в течение первой половины книги история кажется не стоящей и выеденного яйца. Преступления совершаются мелкие, никому большого вреда не приносят и всё бы ничего, если бы не страдания одного старого Магистра.

Мне лично всегда не хватает в этих историях извлекаемой пользы. Среди всей серии (трёх серий, посвящённых Ехо) мною всегда ценились те, что помогали иначе взглянуть на мир. Например, «Неуловимый Хабба Хэн». «Отдай моё сердце» в этом плане чуть подкачал, к тому же это первая книга Фрай, в которой я вижу отражение нынешней конъюнктуры. Я имею в виду позицию «вечного детства», что в последнее время так популярна. И веяние не новое, и Макс Фрай весь отчасти такой, про взрослое детство. Но в этот раз как-то прям в открытую игра пошла. Ну или может, это лишь мне привиделось. Книга всё равно классная.


Вот такое вот чтение занимает мои свободные минуты. А вы сейчас читаете что-нибудь?

#книги #литература #читальня #хантертомпсон #флобер #александргенис #максфрай #ехо #камасутракнижника #саламбо #ангелыада

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.