question2

Субъективный список выдающихся российских комиксов

Недавно подписчик группы Клуб Любителей Комиксов обратился в личные сообщения с вопросом вроде «с чего начать читать русские комиксы?» Попросил составить «что-то вроде топа» с целью получить базовое представление о том, как вообще выглядит «лицо» русского комикса. Задача непростая, поскольку наших комиксов в последнее время прибыло, и составить некий «портрет» с помощью отдельно взятых экземпляров - значит, как минимум, прочесть их все и ранжировать по качеству, жанрам и рисунку. Теоретически, эта задача выполнима. Однако по факту это потребует больших усилий, целесообразность которых не очевидна. Поэтому нижеприведённый список комиксов я составил из того, что сам купил и что готов рекомендовать другим к прочтению. Сказать, какой из этих комиксов лучше, а какой хуже, я не смогу, так что это не совсем топ. Последний комикс не лучше первого. Просто десяток впечатляющих комиксов.

[Под спойлером спрятаны "почётные упоминания" - то, что не вошло в список по тем или иным причинам.]

Для начала давайте определимся, чего в этом списке нет. Сюда не вошли комиксы Виталия Терлецкого, потому что лично мне его комиксы просто никак - ни сюжет ни тем более рисунок. Допускаю, что не прав, но увы. Также сюда не вошли комиксы Владимира Максимушкина, поскольку самым выдающимся его комиксом я считаю Красную Точку, а она вообще не закончена - как и Багряница, другой его любопытный проект. Читать незаконченные комиксы - удовольствие на любителя, поэтому я их лишь упомяну.

Также стоит сказать о веб-комиксах - в список входит ровно одна штука, и это арт-хаус. Acomics.ru - замечательный сайт, но нырять в его глубины с целью найти один-два интересных комикса на сотни пустышек я не готов. По сути, про веб-комиксы вы должны знать одно имя - Владимир Сахнов. Если бы кто-то устанавливал «отцовство» у русского веб-комикса, именно ему грозила бы роль папаши. Нарисовал самый первый веб-комикс «Русские горки» в 2003 году. Сейчас регулярно выпускает веб-комикс «ВЖНВП», что расшифровывается, как «В Жизни Надо Всё Попробовать».

Ну и напоследок про Машу Конопатову. Больше всего, кажется, известная за комикс «Аврора. Другая история», хотя у неё есть и другие комиксы. Как и в случае с Терлецким, у меня личная непереносимость к её рисунку, лишь в веб-комиксе «На обочине мира» он кажется уместным. Всё, на этом закончим с почётными упоминаниями. Погнали.

1. Русские комиксы весьма разнообразны, и начнём мы с самого необычного. «ШУВ» Ольги Лаврентьевой. По жанру это не столько "готический детектив", как написано на обложке, сколько мрачная сказка из 90-х, рассказывающая про детей, росших в то время. Хорошая, серьёзная история, выполненная в чёрно-белых тонах. Рисунок своеобразен, но подходит к истории.

2. "Пантеон" Филиппа Соседова куда ближе к классической супергероике, хотя на самом деле автор также основывает своё произведение на 90-х. Это альтернативная история с претензией на «твёрдую» научную фантастику. Антиутопичский мир, в котором вместо нефти используется некий биологический заменитель. Россия, в которой не было Советского Союза и в которой 90-е проходят в гораздо более фантасмагоричной атмосфере. Помимо местных политических интриг комикс содержит немало экшена. Единственная проблема - изначально задумывалось, что у Пантеона будет три "главы" по шесть выпусков в каждом, но после завершения первой "главы" Соседов пропал из медиа-пространства. Тем не менее, первую главу почитать стоит, тем более, что выпущенную изначально синглами, её в ушедшем году переиздали под одной обложкой.

3. Аскольд Акишин один из самых почтенных мэтров отечественного комикса, но назвать какой-либо один его комикс сложно. Помимо прочего ситуация такова, что вам либо нравятся его комиксы - и сразу все, либо нет. Поэтому стоит оценить последний вышедший комикс - «Ку-ку» и отталкиваться от него. Истории эти однозначно заслуживают внимания. Причудливые, фантастические, они умеют играть с читателем и способны увести его далеко в фантазии автора.

4. Столь же своеобразны комиксы «команды» Алексея Волкова, Кирилла Кутузова и Евгения Францева, куда кроме них входит ещё несколько художников и сценаристов. Они начали с Доктора Люцида - своеобразного оммажа и интерпретации Тени (если помните, был такой фильм с Алеком Болдуином в 90-х, который в свою очередь основывался на комиксах и радиопостановках). После Доктора Люцида из под пера ребят вышел Фронтир - постапокалиптический истерн* с элементами комедии абсурда. Есть ещё "Победители Невозможного" - нечто среднее между старыми НФ-комиксами (собственно, название отсылает читателя к серии Challengers of the Unknown, по мотивам которой потом была создана Фантастическая четвёрка) и советской фантастикой, в частности, приключениями Алисы Кира Булычёва. Все эти комиксы имеют некий общий стиль повествования и не стесняются заимствовать сюжетные ходы и персонажей.

Как относиться к комиксам этой «команды», выбирать каждому. У меня нет одного мнения на них все. Некоторые истории хороши, некоторые ужасны, чего-то среднего нет. У комиксов есть свои фанаты, но по сути получается, что это комиксы "не для всех". Что, в общем-то, верно для всех комиксов в этом списке.

5. Если уж на то пошло, то другим комиксом "не для всех" является "Театр Отчаявшихся", лично мой выбор. Любопытный веб-комикс, публикующийся на acomics.ru. Комикс делится на самостоятельные истории, связанные между собой почти ничем. Местами персонажи кочуют, местами сюжеты перекликаются. Как правило, это циничные истории, ставящие читателя перед непростыми вопросами и суровой правдой жизни. Историй всего ничего, и к ознакомлению рекомендую все. Особенностью комикса, на мой взгляд, является необычный подход к рисунку и его использованию в истории. В частности, весь текст написан от руки и часто способ написания букв несёт дополнительный смысл.

6. Ещё есть комиксы, в создании которых поучаствовал Александр Ерёмин. Я особо рекомендовал бы почитать "Красный Конь" (где Ерёмин выступил художником), но сегодня его почти нигде не продают. «Красный Конь» - это история о цыганах, бандитах и мистике, связанной с посмертной жизнью и переселением душ. Под сюжетом притаилась мысль о трудностях поиска места в жизни. (моя рецензия на комикс) Ростовчане могут найти его в Публичной библиотеке, где с подачи магазина «ХОЧУ!» теперь есть секция с комиксами.

Другую историю - «Хакер» - Ерёмин создал единолично. Это комикс в жанре киберпанк с некоторым экологическим подтекстом. Как и в Красном Коне, Ерёмин демонстрирует в первую очередь впечатляющий рисунок. Сюжет Хакера поражает в куда меньшей степени и у него есть свои минусы. Подробней о комиксе я рассказывал два года назад.

7. Раз уж заговорили за киберпанк, то стоит упомянуть другой комикс в этом жанре, недавно вышедший "Мяу: Мегаполис и язвы улиц". Небольшая история с участием антропоморфных животных, по сюжету созданных с помощью препаратов-геномодификаторов. Комикс подавал большие надежды, но концовка первой сюжетной арки из четырёх выпусков малость подкачала. Будет ли вторая, пока неизвестно. В качестве причин обратить на этот комикс внимание выступают хороший рисунок и довольно неплохой «закос» (слово стилизация, всё же, не совсем уместно здесь) под гонзо-журналистику в антураже киберпанка.

8. Наконец, есть Тюмэн, как образец жанра «трэш». Сравнение с Токсическим Мстителем, как никогда, уместно. Далеко не единственный представитель этого жанра на русском языке, но, пожалуй, самый выдающийся. Читать следует лишь первый том, второй, под названием «Вечность пахнет нефтью», уже перебор и вызывает слишком сильное жжение пониже спины. Мы об этом недавно рассказывали в подкасте.

9. Ещё заслуживает внимания комикс Анны Рудь "Клуб", хотя это такой себе манга-эксперимент в эротическом жанре. Впрочем, среди представителей Bubble Vision, пожалуй, самая яркая история, и не только благодаря подробно изображённой постельной сцене. Анна Рудь одна из лучших художниц России, специализирующихся на комиксах. И да, это оценочное суждение, обосновать которое в полной мере я не смогу.

10. Стоит ещё упомянуть разнообразные сборники комиксов - "Кадр, кадр, полоса", "Республика Комикс", «Диссонанс», «Вторая ступень» и ещё несколько других. Если вы придирчивы, как я, то возможно, стоит избегать их, поскольку средний уровень комиксов там не очень высок. В среднем, на один хороший комикс приходится 6-8 проходных и один вызывающий раздражение. Однако именно такие сборники позволяют составить максимально широкое представление о российской индустрии комиксов, если слово индустрия вообще уместно для всё ещё не очень масштабного движения. В сборниках публикуются молодые талантливые авторы, и кому-то из них прочат большое будущее. Глеб Липаткин, Урюрюрк, тот же Сергей Титов, автор «Мяу» - все они так или иначе засветились в сборниках и наверняка появятся ещё.

Как я сказал в самом начале, основная проблема в том, что полновесного топа составить не получится, кроме как основываясь на очень субъективном восприятии. Русские комиксы слишком разнообразны, чтобы уместить их в какие-либо рамки. Поэтому я просто постарался назвать несколько выдающихся, которые сам покупал и доволен. Это далеко не все. Например, есть ещё очень достойный комикс "Путешествия чародея", но его нереально купить сейчас. Все тиражи давно раскуплены и даже доп. тиражи на полках магазинов сошли на нет. Правда, ищущий да обрящет, в одном забытом уголке Интернета весь комикс давно выложен.

Если вашего любимого русского комикса нет в списке, расскажите о нём в комментарии. Возможно, я о нём не знаю. Возможно, я о нём забыл. В любом случае, ваш комментарий будет весомым дополнением к статье.

*истерн - это вестерн, действия которого разворачиваются на Востоке, а не на Западе (англ. East/West). В частности некоторые искусствоведы относят «Белое солнце пустыни» к истернам.

#комиксы #русскийкомикс #русскиекомиксы #комикс

Posts from This Journal by “русский комикс” Tag

Странно, что комиксы Bubble никак не упомянуты. Все же это самый заметный российский комикс-проект. На а-комиксе были еще и Кожа да кости, тоже весьма любопытный проект. Комиксы Октан, опять же. Из менее прикольных по графике - туканы, хороши же.
Заметный - да. Впечатляющий - не очень. К сожалению, ни один комикс Баббл не впечатлил меня даже близко к перечисленным в списке.
Ну и о них и так все знают, зачем их лишний раз славить? =)

Кожа да кости - не фанат веб-комиксов, но постараюсь посмотреть, спасибо.
Октан - это Некромантия который? Надо будет добраться.
туканы... гляну, но вообще графика и впрямь впечатляет не сильно.