Почему St. Anger - один из лучших альбомов Metallica
Где-то с месяц назад обмолвился у себя на странице в ВК, что St. Anger, пожалуй, мой любимый альбом группы Metallica. И в комментариях меня просветили, что мир считает иначе. Что фанаты, да и критики говорят, мол, альбом вышел слабый. Меня это удивило. Я мог бы потесниться и сказать, мол, ну, может, «Святый гнев» первый среди равных, или самый равный среди таких же. Но назвать его самым слабым — это ни в какие вопрота. И ниже я попытаюсь объяснить, почему.

Начать стоит с краткой справки о создании альбома. Предыдущая пластинка группы, ReLoad, вышла аж в 1997 году и к концу 2000 года музыканты решили, что пора записывать новую. Но вот незадача — басист группы, Джеймс Ньюстед, хотел отложить запись ради сольного проекта. На «семейном совете», я уверен, было жарко, и в итоге Ньюстед ушёл, хлопнув дверью. А следом Джеймс Хетфилд, голос группы и автор большинства песен, решил, что так жить нельзя и лёг на реабилитацию от алкоголизма и не только. На чём именно сидел этот замечательный человек, остаётся тайной. Также часто упоминается, что у других участников группы тоже были проблемы. В итоге закончить альбом им удалось лишь в 2003 году. И что за альбом это был! Собственно, перейдём к самой музыке и причинам её любить.

1. Отличный способ релаксации. Подождите, подождите, я всё объясню. На своём примере, естессно. В моей жизни случаются моменты, когда всё сыпется из рук, когда проблемы накапливаются и всё катится под откос. Собственно, у многих такое время от времени случается, как я слышал. И я в эти моменты предаюсь самобичеванию, жалобам, пустым мыслям о том, что я должен был сделать, но не сделал, и так далее и тому подобное. Так вот, в такие моменты включаешь альбом и по порядку.
Frantic, песня о поиске себя, о вопросах к себе. И всё это в максимально агрессивной манере. Чувство слияния сознания с музыкой максимально, словно и здесь в моей жизни, и там, по ту сторону наушников, происходит одно и то же. Становится легче и от того, что я не один такой, и от того, что кому-то удалось столь чётко и ярко выразить боль от осознания впустую потраченного времени, одержимость поиском чего угодно, что сможет спасти, отвлечь, указать выход.

St. Anger, песня о ярости, которую нельзя проявить, и нужно как-то жить с ней. Причём в песне это не сказать, чтобы акцентировалось, но есть впечатление, что ярость эта направлена в первую очередь на себя. Опять-таки, очень меткая песня. Что ты будешь с собой делать, когда зол сам на себя? Простить и забыть не вариант, плавали и вернулись. Рвать и калечить себя не путь. Так что же делать?
И так далее по порядку. Каждая песня максимально близка к пониманию. Some Kind of Monster, ставящая под сомнение самую человечность. Dirty Window, напоминающая об осуждении и куда оно идёт. К слову, я так понял, это несколько возвращение к Holier Then Thou, вышедшей в составе «Чёрного альбома», или просто Metallica (1991). Invisible Kid, которая вовсе не про суперспособности, а про отстранённость от мира, невидимость для него и к нему. My World, в которой поётся про вторжение посторонних в личное пространство. Ну то есть «мой мир» — это больше про «моё сознание».

Не думаю, что стоит каждую песню так расписывать, тем более что интерпретация лирики — личное дело каждого. Куда больше, чем прозы, по крайней мере. В целом, стоит заметить, что каждая песня бьёт в самую суть. Словно человек по ту сторону наушников знает меня лучше, чем я сам. «Not only do I not know the answer. I don't even know what the question is!» Извините, я просто в процессе написания переслушиваю альбом.
Так вот, релаксация. Входя с музыкой в резонанс, я выношу весь негатив за пределы своей головы. Словно губка, эта музыка впитывает мои проблемы и когда ещё одна песня заканчивается, становится легче жить.
2. Другим отличным качеством этого альбома Metallica является уникальное звучание. Ни до ни после они не звучали так едино и так упруго истинно (не спрашивайте, как это, я лишь передаю ощущения, не способный их осознать в полной мере). В общем, я ни разу не согласен с теми критиками, что считают альбом куцым именно в музыкальном плане. Сейчас попробую объяснить, в чём дело.
Например, в этом альбоме нет сольных партий на гитаре, что считалось чуть ли не фишкой группы. Запилы Кирка Хэммета прославили группу, но здесь их нет. «Ну и что», хочется сказать. Зато здесь единение гитары, барабанов и голоса достигает некоего нового уровня. Гитара оттеняет барабаны, барабаны дополняют гитару, голос переводит их партии на понятный разуму язык. Я уж молчу про потрясающие переходы, когда гитара вступает взамен барабанам и наоборот. Это ж просто песня! Такое ощущение, словно голос, барабаны и гитара — всё это делает один и тот же человек. Только всё ещё круче, поскольку каждый из участников группы привносит что-то своё.

Ну и конечно, весь альбом звучит на скорости поезда, несущегося в ад. Собственно, впечатление такое, что я как раз и перемещаюсь по разным кругам и слушаю гида, объясняющего, куда я попал и как именно здесь будут страдать грешники. «Вот здесь нерешительные. Им предстоит вечно мучиться выбором. Даже если они его совершат, будут следующую вечность сомневаться в правильности решения. А потом мы снова дадим им выбирать.»
Критики замечают, что всё это превращается в один какой-то шум, но я с этим решительно не согласен. Каждый инструмент, кроме, возможно, баса, который группе пришлось искать в спешке, отчётливо слышен. Ни один из инструментов не задвигает другой. В то же время я могу понять, к чему клонят эти критики — всё это действительно складывается в некий единый звук, единое впечатление. Оно многогранное, переливающееся красками — но при этом неделимое. Собственно, возвращаемся к тому образу единого музыкального существа, поющего и играющего на всех инструментах одновременно.

Всё это было бы невозможно, не сложись обстоятельство именно таким образом. Не будь большого перерыва и в выступлениях, и в записях. Не уйди Джеймс Ньюстед в закат, заставив искать срочно-обморочно басиста и подбирать ему какую-никаую роль (временным решением стал Боб Рок, который, тащем-то, продюсер группы, а музыкант в режиме хобби. А новым постоянным басистом в итоге стал Роберт Трухильо, который и по сей день играет в группе). Наконец, не будь проблем у участников группы. Почти годичная реабилитационная программа Джеймса Хетфилда и всё, что произошло до и после — всё это сказалось, и получился «Святый Гнев». И было это замечательно. Кстати, вопреки негативным отзывам альбом стал платиновым, держал топовые строчки в течение года и в целом был весьма успешен.
Пожалуй, как-то так. Напоследок хочу сказать, что я фанат Metallica, и обожаю все альбомы группы и могу их слушать, не переставая. Но в сравнении с St. Anger остальные выглядят куда более искусственными и... выпендрёжными, что ли. Нет, они отличные, да и без выпендрёжа в рок-музыке вообще никуда не деться. Всё начинается с того, что ты заявляешь о своей невхерственности и доказываешь её. Однако на момент записи St. Anger музыканты, чувствуется, не хотели ничего доказывать. Они вкладывались в музыку своими переживаниями. Болью, гневом, ненавистью, а местами и страхом, и отчаянием. В результате St. Anger звучит очень искренним.
P.S.: В 2004 году вышел документальный фильм St. Anger, глянув который, можно понять, что всё было несколько иначе. В общем, давайте считать этот текст вымыслом на почве эмоциональных перепадов.