Categories:

Почему St. Anger - один из лучших альбомов Metallica

Где-то с месяц назад обмолвился у себя на странице в ВК, что St. Anger, пожалуй, мой любимый альбом группы Metallica. И в комментариях меня просветили, что мир считает иначе. Что фанаты, да и критики говорят, мол, альбом вышел слабый. Меня это удивило. Я мог бы потесниться и сказать, мол, ну, может, «Святый гнев» первый среди равных, или самый равный среди таких же. Но назвать его самым слабым — это ни в какие вопрота. И ниже я попытаюсь объяснить, почему.

Начать стоит с краткой справки о создании альбома. Предыдущая пластинка группы, ReLoad, вышла аж в 1997 году и к концу 2000 года музыканты решили, что пора записывать новую. Но вот незадача — басист группы, Джеймс Ньюстед, хотел отложить запись ради сольного проекта. На «семейном совете», я уверен, было жарко, и в итоге Ньюстед ушёл, хлопнув дверью. А следом Джеймс Хетфилд, голос группы и автор большинства песен, решил, что так жить нельзя и лёг на реабилитацию от алкоголизма и не только. На чём именно сидел этот замечательный человек, остаётся тайной. Также часто упоминается, что у других участников группы тоже были проблемы. В итоге закончить альбом им удалось лишь в 2003 году. И что за альбом это был! Собственно, перейдём к самой музыке и причинам её любить.

1. Отличный способ релаксации. Подождите, подождите, я всё объясню. На своём примере, естессно. В моей жизни случаются моменты, когда всё сыпется из рук, когда проблемы накапливаются и всё катится под откос. Собственно, у многих такое время от времени случается, как я слышал. И я в эти моменты предаюсь самобичеванию, жалобам, пустым мыслям о том, что я должен был сделать, но не сделал, и так далее и тому подобное. Так вот, в такие моменты включаешь альбом и по порядку. 

Frantic, песня о поиске себя, о вопросах к себе. И всё это в максимально агрессивной манере. Чувство слияния сознания с музыкой максимально, словно и здесь в моей жизни, и там, по ту сторону наушников, происходит одно и то же. Становится легче и от того, что я не один такой, и от того, что кому-то удалось столь чётко и ярко выразить боль от осознания впустую потраченного времени, одержимость поиском чего угодно, что сможет спасти, отвлечь, указать выход. 

St. Anger, песня о ярости, которую нельзя проявить, и нужно как-то жить с ней. Причём в песне это не сказать, чтобы акцентировалось, но есть впечатление, что ярость эта направлена в первую очередь на себя. Опять-таки, очень меткая песня. Что ты будешь с собой делать, когда зол сам на себя? Простить и забыть не вариант, плавали и вернулись. Рвать и калечить себя не путь. Так что же делать?

И так далее по порядку. Каждая песня максимально близка к пониманию. Some Kind of Monster, ставящая под сомнение самую человечность. Dirty Window, напоминающая об осуждении и куда оно идёт. К слову, я так понял, это несколько возвращение к Holier Then Thou, вышедшей в составе «Чёрного альбома», или просто Metallica (1991). Invisible Kid, которая вовсе не про суперспособности, а про отстранённость от мира, невидимость для него и к нему. My World, в которой поётся про вторжение посторонних в личное пространство. Ну то есть «мой мир» — это больше про «моё сознание». 

Не думаю, что стоит каждую песню так расписывать, тем более что интерпретация лирики — личное дело каждого. Куда больше, чем прозы, по крайней мере. В целом, стоит заметить, что каждая песня бьёт в самую суть. Словно человек по ту сторону наушников знает меня лучше, чем я сам. «Not only do I not know the answer. I don't even know what the question is!» Извините, я просто в процессе написания переслушиваю альбом.

Так вот, релаксация. Входя с музыкой в резонанс, я выношу весь негатив за пределы своей головы. Словно губка, эта музыка впитывает мои проблемы и когда ещё одна песня заканчивается, становится легче жить.

2. Другим отличным качеством этого альбома Metallica является уникальное звучание. Ни до ни после они не звучали так едино и так упруго истинно (не спрашивайте, как это, я лишь передаю ощущения, не способный их осознать в полной мере). В общем, я ни разу не согласен с теми критиками, что считают альбом куцым именно в музыкальном плане. Сейчас попробую объяснить, в чём дело.

Например, в этом альбоме нет сольных партий на гитаре, что считалось чуть ли не фишкой группы. Запилы Кирка Хэммета прославили группу, но здесь их нет. «Ну и что», хочется сказать. Зато здесь единение гитары, барабанов и голоса достигает некоего нового уровня. Гитара оттеняет барабаны, барабаны дополняют гитару, голос переводит их партии на понятный разуму язык. Я уж молчу про потрясающие переходы, когда гитара вступает взамен барабанам и наоборот. Это ж просто песня! Такое ощущение, словно голос, барабаны и гитара — всё это делает один и тот же человек. Только всё ещё круче, поскольку каждый из участников группы привносит что-то своё. 

Ну и конечно, весь альбом звучит на скорости поезда, несущегося в ад. Собственно, впечатление такое, что я как раз и перемещаюсь по разным кругам и слушаю гида, объясняющего, куда я попал и как именно здесь будут страдать грешники. «Вот здесь нерешительные. Им предстоит вечно мучиться выбором. Даже если они его совершат, будут следующую вечность сомневаться в правильности решения. А потом мы снова дадим им выбирать.» 

Критики замечают, что всё это превращается в один какой-то шум, но я с этим решительно не согласен. Каждый инструмент, кроме, возможно, баса, который группе пришлось искать в спешке, отчётливо слышен. Ни один из инструментов не задвигает другой. В то же время я могу понять, к чему клонят эти критики — всё это действительно складывается в некий единый звук, единое впечатление. Оно многогранное, переливающееся красками — но при этом неделимое. Собственно, возвращаемся к тому образу единого музыкального существа, поющего и играющего на всех инструментах одновременно.


Всё это было бы невозможно, не сложись обстоятельство именно таким образом. Не будь большого перерыва и в выступлениях, и в записях. Не уйди Джеймс Ньюстед в закат, заставив искать срочно-обморочно басиста и подбирать ему какую-никаую роль (временным решением стал Боб Рок, который, тащем-то, продюсер группы, а музыкант в режиме хобби. А новым постоянным басистом в итоге стал Роберт Трухильо, который и по сей день играет в группе). Наконец, не будь проблем у участников группы. Почти годичная реабилитационная программа Джеймса Хетфилда и всё, что произошло до и после — всё это сказалось, и получился «Святый Гнев». И было это замечательно. Кстати, вопреки негативным отзывам альбом стал платиновым, держал топовые строчки в течение года и в целом был весьма успешен.

Пожалуй, как-то так. Напоследок хочу сказать, что я фанат Metallica, и обожаю все альбомы группы и могу их слушать, не переставая. Но в сравнении с St. Anger остальные выглядят куда более искусственными и... выпендрёжными, что ли. Нет, они отличные, да и без выпендрёжа в рок-музыке вообще никуда не деться. Всё начинается с того, что ты заявляешь о своей невхерственности и доказываешь её. Однако на момент записи St. Anger музыканты, чувствуется, не хотели ничего доказывать. Они вкладывались в музыку своими переживаниями. Болью, гневом, ненавистью, а местами и страхом, и отчаянием. В результате St. Anger звучит очень искренним. 

P.S.: В 2004 году вышел документальный фильм St. Anger, глянув который, можно понять, что всё было несколько иначе. В общем, давайте считать этот текст вымыслом на почве эмоциональных перепадов. 

#metallica #stanger #музыка


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.