jrchernik

Categories:

Магия искусства и письменного слова в частности

Берегись, честной народ! Никита изобретает велосипед.

Когда говорят о магии искусства, много разных его аспектов могут иметь в виду. На мой взгляд, в самом центре алхимической фигуры находится способность истории прикинуться абсолютной правдой в лице читателя (слушателя, зрителя и прочих реципиентов). Причём правдоподобность истории здесь дело вовсе не первое. Рассказ (фильм, песня и прочие формы повествования) может быть наглухо фантастическим, далёким от реальности и даже представлений о ней. Фантасмагория, сюрреализм и подобные "далеко заглядывающие" жанры, как бы, намекают. И даже такие истории на какой-то момент могут стать всамделишней взаправдой in the eye of the beholder, в смысле, в сознании зрителя.

Что характерно, я себя поймал на такой мысли - когда я говорю истории "не верю", я на самом деле не это имею в виду. Я, говоря грубо, говорю "я не хочу верить в эту историю". То есть я начал читать, я поверил в происходящее - и мне оно не по нраву. Я не готов допускать, что ЭТО - истина. Даже на тот час-день-"вставьте нужное"-вечность, в течение которых история собирается окупировать мой разум.

И в первую очередь, как мне кажется, это относится именно к слову письменному. Вероятно, ещё более верно по отношению к слову устному, но там уже начинаются всякие разные хитрости и перверсии. А мне чернила на бумаге ближе и понятнее. Так вот, слово письменное изначально не предполагалось ложью. Это способ запечатлеть опыт и передать его следующему поколению. Вымысел, каким мы его знаем, произрос из магических ритуалов письма, и по сути, предполагал просьбу к Высшей Силе сделать написанное былью.

Поэтому к письменному слову и существует, вероятно (я ж, как обычно, из чистого разума черпаю мысли, и из личного опыта, никак не из исследований, статистики и прчоих источников объективного), некая подсознательная предустановка. Презумпция правдивости. До того, как разум вмешается и заявит - да ну не может такого быть! - эмоциональная часть личности говорт - вот это, ёлы-палы, что в мире-то творится. Даже если речь об ужасных треногах с Марса.

Именно в этом, по сути, заключается магия искусства. Что оно приносит к тебе в город, во двор, прямо в дом и в глаза (уши или сознание, как вариант) опыт, который иначе ты должен идти и получать. А то и вовсе не в состоянии, если мы говорим об историях фантастических. Я открыл книгу и отправился в прекрасный город Ехо, где улицы вымощены разноцветной мозаикой, а люди ходят в чём-то вроде халата и обязательно с покрытыми головами. Я включил телевизор и клыкастый оборотень откусил голову моим новым друзьям.

И пожалуй, ключевое, что влияет на способность фантазий завлечь человека в свой мир - это правдоподобность, собственно, людского. Проблемы с фанфиками, особенно с теми, что слэшеры всякие, сводятся в первую очередь к тому, что люди так себя не ведут. Они всё равно действуют согласно задумке - на секунду-другую заставляют автора и читателей окунуться в фантазию. Но чем меньше "простого человеческого" в фантазии, тем быстрее отторгается имплант.

Хотя... Кажется, Геббельс что-то там говорил про то, что чем безумнее фантазия, тем сильнее люди в неё хотят поверить. Для меня это особо верно в процессе чтения историй о магии, о мистике, о двойном дне самой реальности. Но это уже, полагаю, другая история, о влиянии потаённых и не очень мечт на личность.

А всё это я к чему. Литература и вымысел вообще - прекрасны. Если бы их не было, я бы давно сошёл с ума и чего-нибудь с этим сделал. И подозреваю, далеко не я один.

Кажется, я всё же низвёл нечто идеальное к банальному. Увы

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.