JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые Души» (соображения по прочтению)

Могу себе представить мысли человека, случайно забрёдшего в этот скромный филиал ада на земле, где уныние и тоска бесчинствуют вовсю. Да, в 2019-м году самое время писать о Гоголе и Мёртвых Душах. К сожалению, ваш покорный слуга потратил все полимеры ещё в школьные годы, и потому вынужден догонять общеобразовательную программу будучи с первыми сединами на макушке. Я пожалуй, чуть объяснюсь в следующем абзаце, как оно всё было.


Чтобы не соврать, это был восьмой или девятый класс, когда мы проходили «Мёртвые души». Заданы они были на летние каникулы, но я не относился к детям, что серьёзно воспринимают внеклассное чтение. Поэтому бросился читать непосредственно во время прохождения в классе. Следует заметить, что мне понравилось, я с удовольствием читал — но скорость оставляла желать лучшего. Пришлось пропустить несколько глав, на скорую руку просмотреть самый финал, написать сочинение и браться... За «Войну и Мир», кажется. Или что-то другое, не менее монументальное и грозное. Я хотел дочитать Гоголя, книга из школьной библиотеки весь год лежала у меня дома и ждала, когда появится время на неё. Увы. И после, сдав уже книгу, закончив школу, я регулярно вспоминал о Мёртвых душах, вздыхал над нехваткой времени и обещал себе, что рано или поздно, так или иначе, но я его дочитаю. Что, собственно, и случилось, пусть и понадобилось на это больше десяти лет. Предавшись воспоминаниям, вернёмся в день нынешний. 

Записывать свои мысли по итогам прочтения поначалу казалось делом лишним. Во-первых, всё же стыдно — вроде как я теперь всего лишь догнал школьную программ. С натяжкой я теперь чуть ближе к среднеобразованному человеку. Рассказывать об этом кажется таким же банальным занятием, как сообщать знакомым о проведении интернета к себе домой. Это ж какие новости, умереть-не встать, Интырнэт! МарьСемёновна, эвона, только телефонную линию себе провела на той неделе, а этот, гляди-кось, уже Антрунату завёл, уууу, шустрый какой... Так вот, а во-вторых, меня смущает тот факт, что я сейчас буду изобретать велосипед и излагать то, что многие и так знают. Или могут узнать, задав пару-тройку вопросов в Гугел. 

Однако подумав об идее написания текста о Мёртвых Душах чуть дольше, я понял, что, для начала, блоги никогда не были о чём-то уникальном. Они про эмоции и личные переживания, которыми человек хочет поделиться. Читатель здесь — фигура призрачная, хорошо, если он есть, но, будучи птицей вольной, он летает, где хочет. Ну и потом — ведение таких записей после прочтения позволяет осознать прочтённое лучше. Обмозговать, обмусолить разумом, что я только что прожил с позволения писателя-классика.


Так что будем считать, что вместе с закрытием гештальта по прочтению я закрываю гештальт по полноценному школьному сочинению по следам прочтения поэмы «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя. Погнали.

Для проформы напомню сюжет (полностью, со спойлерами!). В уездный город N приезжает некий Павл Иванович Чичиков. Из дворян, но не так, чтобы известных-богатых. Не вполне толстый, но и не из худых. Округл лицом, приятен на вид и для общения пригож. В городе он быстро сходится с местными помещиками, и после составления приятных знакомств отправляется к самым ушлым в гости. Новым друзьям-приятелям он предлагает скупить у них мёртвых крестьян, за которых уже уплочены подати и на бумаге они живы-живёхоньки. Предложение невероятное для помещиков, но Чичиков предлагает деньги, по сути, за воздух, так что отказываться негоже и невежливо. Зачем самому Чичикову «мёртвые души», до самых последних страниц остаётся загадкой, но акт купли-продажи, случайно обнародованный в городском обществе, взбудоражил людей, так что субчику приходится спешно покинуть город.


Сегодня, по прочтению книги, мне видится два основных движущих мотива истории. Первый, сюжетообразующий — интрига касаемо неживого движимого имущества, то бишь крестьян. Не знаю, являлась ли такой острой интрига в годы написания поэмы, потому как тогда читатель наверняка мог живо представить, что можно сделать с такими «призраками». Сегодня, особенно такому безграмотному человеку, как мне, остаётся лишь недоумевать. По ходу произведения несколько раз намекают на возможные применения «мёртвых душ», но истинный мотив раскроется лишь в конце. И получается, что души в поэме — что-то вроде современного «макгаффина», то есть объекта сюжетообразующего, но самого по себе бессмысленного. И я натурально всю книгу волочился вслед за Чичиковым именно потому, что ждал, когда он признается, зачем ему души. Подозреваю, Николай Васильевич так сделал нарочно, имея в виду такой эффект.

Дело в том, что на последних страницах Гоголь рассказывает о Чичикове во всех неприглядных подробностях. Говорит «припряжем подлеца!» и объясняет в красках, чем же тот заслужил такую характеристику. Обычно подобную информацию называют экспозицией, и выдают в самом начале истории. Ну или равномерными кусочками по мере развития сюжета. Здесь же, вполне осознанно, как мне думается, Гоголь расположил экспозицию в финале, поскольку теперь, зная Чичикова со всех сторон, читатель оглянется назад и переосмыслит всё, что случилось прежде. И мозаика схлопывается, и все поступки Чичикова получают объяснение. Ай да писатель, ай да молодец!

Другой мотив, о котором неоднократно заявлял сам Николай Васильевич — это демонстрация Руси во всей её неприглядности. Вытащить на поверхность всех этих Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных, которые и по сей день не перевелись на просторах необъятной Родины. В одном из писем Гоголя можно найти предсказание о том, что, как и в случае с Ревизором, вышедшим прежде, на автора посыплются обвинения самого разного характера о том, что он не патриот и вообще западнофил. Хотя он всего лишь, как и любой хороший писатель, дал людям посмотреть в зеркало. Что, собственная рожа крива? А что ж, голубчик, вы за ней не ухаживаете?

Каждый из помещиков, любовно вырисованных Гоголем, безусловно, гипербола. Сложно найти столь вежливых лизоблюдов, как Манилов, или столь отъявленных врунов, как Ноздрев. Но гипербола один из древнейших художественных приёмов, так что пусть оно будет. К тому же я уверен, существуют и такие экземпляры «человеков».


Очень необычно выглядят вкрапления слов автора, обращённых напрямую к читателю. Николай Васильевич приглашает к совместному творческому осмыслению истории Чичикова, и одновременно объясняет, почему всё именно так. Даже как будто пытается извиниться, смягчить для читателя историю, которую хочет рассказать. Такой подход и удивляет, когда встречается впервые, и радует, потому что равняет читателя и писателя в правах. Чудно и мило.

Касаемо формы, языка и стиля хочется сказать следующее. С одной стороны, всё здесь тяжеловесно. Абзацы могут длиться по несколько страниц, предложения часто выходят из берегов аки река по весне, заполоняя собою весь тот абзац. Обращение со словом было иным во времена Гоголя, и мне было интересно посмотреть на некоторые отдельные образцы. Что несколько удивило — несмотря на все усложнения и неприятие краткости, как сестры таланта, «Мёртвые души» читаются легко и не принуждённо. Да, где-то на первых страницах казалось, что не динамично и нудно, однако в дальнейшем чтении это впечатление развеялось. Впрочем, стоит предупредить возможного будущного читателя, что как и я, вынужден нагонять школьную программу, о том, что следует привыкнуть к велеречивости автора и заигрываниях с читателям в словесные конструкции. Собственно, сей текст, отчасти, уже попытка отбросить стеснение и писать в схожей форме. Да, может быть, дерзко и глупо пытаться имитировать классиков, но разве не так происходит обучение? Через попытку обезьянничать. Что-то отпадёт за ненадобностью. Что-то отпадёт за невозможностью адаптировать под себя. А что-то останется и дополнит тебя, как автора.


Как-то так. Наверняка, можно было что-то ещё написать о классическом произведении, но меня хватило лишь на это. К тому стоит, возможно, упомянуть странную историю с капитаном Копейкиным, которая подпала под цензуру, хотя на сегодняшний день одна версия от другой отличается лишь парой-другой слов. Но сказать об этом, по сути нечего.

Читайте классику, если ещё не. Она классная. (тавтология намеренная)

#литература #книги #классика #гоголь #мертвыедуши

Tags: #гоголь, #классика, #книги, #литература, #мертвыедуши, анализ, книги, размышления, самонадеянность
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments