jrchernik

Categories:

Забастовка авторов на фестивале комиксов в Ангулеме

Текст был подготовлен Константином Злобиным для группы «Клуб любителей комиксов»

Четырехдневный фестиваль в Ангулеме одно из крупнейших мероприятий в Европе, посвященных девятому искусству. Каждый год на него съезжаются множество авторов и читателей комиксов, вручаются престижные награды, проводятся мастер-классы, экспозиции, автограф-сессии и встречи с поклонниками.

31 января, во второй день 47 ангулемского фестиваля авторы прервали автограф сессию и вышли на забастовку. Вместе с присоединившимися издателями, читателями и другими сочувствующими в демонстрации участвовали около 500 человек.

Забастовка стала реакцией представителей комикс-индустрии на опубликованный 22 января доклад Министерства культуры Франции L'auteur et l'acte de création. В тот же день представители различных профессиональных организаций выступили с призывом устроить протест во время ангулемского фестиваля, который должен был состояться через неделю. Призыв с указанием времени и условий проведения акции подытожили тезисом «без авторок и авторов нет комиксов!» (« Sans autrices et auteurs, pas de BD ! »

Реакция, вызванная докладом, оказалось достаточно бурной, чтобы президент республики посетил фестиваль для обсуждения проблемы, однако акция все же состоялась. В пятницу 31 января в 16:30 авторы отложили карандаши, прервав автограф-сессию, и вышли на демонстрацию.

Чем же всех так взбудоражил этот доклад? Прежде всего, он привлек внимание к проблеме и дал повод для ее обсуждения. Едва ли сами авторы не осознавали своего собственного положения или недооценивали масштаб проблемы, но вот наконец нашелся благоприятный повод поговорить.

Согласно докладу, социальное и экономическое положение «художников-авторов» ухудшается с каждым годом. Затраты на производство растут, а оплата труда остается недостаточной. Более того, юридический статус авторов крайне размыт, так что им трудно отстаивать свои права. Прежде всего это касается иллюстраторов и производителей аудиовизуального контента, число которых растет с каждым годом. Если говорить о BD, то производство альбома занимает от 1 года до 3 лет, при этом авторам не обеспечивают подобающую оплату. В заявлении коллектива ангулемских авторов говорится о том, что труд более 50% авторов BD получают меньше минимального уровня оплаты труда, а 30% и вовсе находятся за чертой бедности.

Неопределенное положение авторов также ведет к тому, что они лишены части социальных гарантий. Болезнь или беременность ставят авторов в крайне затруднительное положение, лишая их средств к существованию.

Что это может означать для европейской индустрии комиксов? Мы уже можем наблюдать постепенное смещение акцентов от традиционного для Европы альбомного формата в сторону «европейской манги» и веб-комиксов. И дело здесь не только в популярной манга-стилистике, но и в особенностях производственного процесса. Начинающим авторам крайне сложно выпустить свой дебютный альбом, т.к. по меньшей мере год им нужно будет как-то себя обеспечивать, надеясь, что их работа в будущем себя окупит. И даже в случае успеха, большую часть выгоды получит издатель. А что если дебют окажется провальным?

Веб-комиксы или небольшие регулярные выпуски в составе сборников лишены таких проблем. Да и при все возрастающем количестве авторов их работ напоминать о себе читателям хочется чуть чаще, чем раз в несколько лет. Так что возникает вопрос, появятся ли в ближайшем будущем новые блэксэды, метабароны и скайдолсы. За уже стабильные серии и именитых авторов, едва ли стоит переживать, но сколько дебютантов решится попробовать свои силы в столь трудозатратном и рискованном формате, как традиционный BD.

#комиксыевропы #bd #комиксы

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.