jrchernik

Category:

Иван Ешуков «Заплаточники» (мнение о комиксе)

Иван Ешуков — замечательный во многих отношениях художник из Омска, изначально получивший известность благодаря комиксу «Боровицкий». Комикс с необычным и оригинальным рисунком предлагал окунуться в начало XX века, где в далёком городе Омске разворачивалась детективная история с мистическими элементами. Комикс состоял из восьми частей и заканчивался огромным заделом на будущее. Таким огромным, что все восемь частей казались лишь затянувшимся прологом к основной истории. Что вызвало определённое недовольство у меня и некоторых других читателей.  

После этого Ешуков поучаствовал в написании любопытного комикса «Chapiteau: Притон страстей» в качестве художника. Про него и вообще серию Chapiteau я рассказывал как-то в видеоролике. Вроде как у Ивана были и другие проекты, но эти два, пожалуй, наиболее известны.

И вот недавно вышел новый комикс Ешукова - «Заплаточники». Стоит заметить, что вышел вообще неожиданно для меня, поскольку я, во-первых, небольшой любитель автора, а во-вторых, потому что был уверен, что нас ждёт продолжение истории про Боровицкого. Итак, что же ждало под обложкой?

Где-то глубоко под землёй существует Аид. А в нём живут странные создания, не то черти, не то рептилоиды, которые занимаются разными сомнительными делами. Один в самом начале комикса от скуки создаёт человека. Однако сюжет быстро закручивается вокруг прорыва экспериментального создания из под рук некоторых инженеров-учёных-химиков-о боже, кто эти создания.  

Небольшое отступление. Стоит сказать, что как в Боровицком, так и здесь очень многое подаётся просто как есть. Вот некоторый Аид, вот некоторые механики, а теперь нечто совсем другое. Объяснения, экспозиции — не ждите. Может, чуть в середине набросим, но так, для виду. Безусловно, кому-то такой вариант подачи сюжета может понравится. К сожалению, я не из их числа.  

От инженера с его рукотворным «сыном» и загадочного прорыва в Аиде мы вдруг переходим к селу Пустозерово, куда прибывают два «человека-в-чёрном». На самом деле чёрного цвета в комиксе нет, так что они просто в костюмах приезжают на запорожце. Атмосфера повествования сменяется с мистически-футуристической на советскую фантастику. Рецензент КомиксБума сравнивал Заплаточников с «Улиткой на склоне» Стругацких, однако мне больше видится в комиксе наследие «Понедельник начинается в субботу».  

«Люди в чёрном» прибывают в Пустозерово, потому что здесь случился какой-то «прорыв». Собственно, они и являются «заплаточниками», и они здесь, потому что происходящее в городе как-то связано с инопланетянами.  

Обиднее всего в плане погружения в комикс то, что я вроде как пересказал сейчас полкомикса, ничтоже сумнящеся, а ничего внятного и не случилось. Забавно, что в группе комикса, в статусе, значится изменённая цитата из мультфильма «Кто расскажет небылицу?». Отличный мультфильм, и от тех же авторов - студии «Арменфильм» — была ещё одна картина, «Ух ты, говорящая рыба!» Вспомнил я это потому, что мои впечатления от комикса отлично передаёт цитата оттуда: «Какой заяц, какой орёл, какая блоха?!»

Причём судя по Боровицкому, это стиль автора. Там тоже регулярно указывалось на существование куда большей вселенной вокруг персонажей, куда более высокого, в плане организации, сюжета. Но всё это происходит где-то за кадром, а нам предлагают некую бытовую историю. О том, что это кому-то может понравится, я могу сказать однозначно, потому что комиксы Ешукова в этом плане напоминают вселенную Чёрного молота Джеффа Лемира. Там в схожей манере описаны чисто бытовые истории супергероев, находящихся на принудительной отставке в американской глубинке. И даже когда серия выходит за пределы этого городка и начинаются спин-оффы про дочь того самого Чёрного молота и других персонажей, мы продолжаем погружаться исключительно в бытовые мелочи. Постоянное чувство того, что мы в крайне интересном мире, но не в том месте и не в то время, присуще и Лемиру и Ешукову. И если комиксы Лемира имеют весьма большую популярность, то значит, и комиксы Ешукова имеет к тому потенциал. * 

Однако у меня, как вы могли заметить, комикс вызывает в основном негодование. Сюжет развивается безотносительно действий персонажей. История зачем-то трижды берёт новое начало. Сначала про техника в Аиде и его «сына», которая никуда не ведёт. Потом история эксперимента местных учёных, которая технически порождает вроде как историю, развивающуюся в третьей сюжетной линии, но я до конца не уверен. Главное, что связь этих линий не очевидна и наличие истории про парней из Аида не имеет значения для основной истории комикса, про Заплаточников. Так зачем тогда автор тратит итак ограниченное пространство комикса на две дополнительные сюжетные линии? Всё просто — фансервис. Ну то есть, очевидно, что история про создание искусственного человека, как и история про загробных учёных, у которых эксперимент пошёл не по плану — интересные затравки сами по себе и позволяют показать любопытный мир и «спецэффекты». К сожалению, при отсутствии сюжетной привязки этот фансервис вызывает у придирчивых читателей, вроде меня, лишь негодование.

Далее, вопрос развития истории. Дело в том, что сюжет не развивается посредством героев, а как бы идёт сам по себе. Инженер, создавший себе «сына», лишь наблюдает за происходящим вокруг, а учёные лишь наблюдают, как идёт не по плану эксперимент. А Заплаточники лишь наблюдают, как за них основную работу проделывают их «инструменты». Ну а когда Заплаточники сами начинают вступать в борьбу, вдруг выясняется, что они непобедимые и неубиваемые, а сама работа — плевое дело, которое они проворачивают в два счёта, без особых перипетий и затейливых решений. Вопрос, который возникает при этом — а в чём тогда интерес истории? В чём интрига? С главным гадом герои расправляются в два счёта, и выходит, что никакого напряжения и кульминации в истории нет.  

Можно попытаться оправдать автора тем, что вся история разворачивается на 64 страницах, а этого, мол, маловато будет. Возражу, что историю можно рассказать и за 24 страницы, что является золотым стандартом обычного комикса в течение многих лет. А какой-нибудь гений Уилл Айснер вообще умудрялся умещать истории «The Spirit» в восемь страниц. Ну то есть вопрос не в размере истории, а либо в умении автора, либо в его желании. И мне кажется, что Иван Ешуков делает сознательный выбор в пользу таких историй без напряжения. В Боровицком были элементы нарушения четвёртой стены, где вообще говорилось, мол, главному герою суждено пройти его путём, так что волноваться за него вроде как и незачем.  

Поэтому в конце концов, очень может быть, что я недостаточно разбираюсь, или вкус мой слишком иной, чтобы в должной мере оценить качество комикса. Но тут уж лишь время рассудит.  

Напоследок стоит ещё сказать немного за рисунок. Как и прежде, Ешуков придерживается стиля, схожего с гравюрами, и как и прежде, этому рисунку не хватает глубины. Что характерно, на обложке коллекционного издания (не спрашивайте, зачем я его приобрёл, если недолюбливаю автора, просто захотелось) можно увидеть, что вообще-то автор с глубиной кадра работать умеет. И честное слово, рисунку внутри не хватает этой работы с заливкой чёрным цветом задников. Вот решительно не хватает. Но увы.  

А это обычная обложка, которая выглядит даже круче лимитированной. И на ней тоже есть заливка чёрным цветом фона, которая тут же добавляет рисунку глубины и объёма! Эх, был бы весь комикс таким...
А это обычная обложка, которая выглядит даже круче лимитированной. И на ней тоже есть заливка чёрным цветом фона, которая тут же добавляет рисунку глубины и объёма! Эх, был бы весь комикс таким...

Вот. Рекомендовать этот комикс к прочтению я не могу. Мне он не нравится, я считаю его плохо продуманным и нарисованным. Однако я вижу, что есть некоторые его черты, которые могут понравится другим людям. Если что-то вас заинтересовало или привлекло, рассмотрите комикс подробнее. К слову, из других положительных ассоциаций — «Командировка» Аскольда Акишина. История написана схожим образом, но у Акишина куда сильнее проработана интрига и напряжения истории.  

UPD: важное дополнение. Однозначно положительной тенденцией является то, что «Заплаточники», в отличие от «Боровицкий», начинаются и заканчиваются в этом комиксе. Не будет семьи продолжений, которые ведут в никуда, всё происходит на 48 страницах. Если автор и вернётся к этой вселенной, то это уже будет совсем другая история.

На этом всё, спасибо за внимание. 

* Стоит, однако, заметить, что я мешаю мух и котлеты. Джефф Лемир — постмодернист от мира супергероики. Его комиксы — это попытка вырваться за пределы стандартной истории о супергерое. И потому вместо преодоления невозможных ситуаций, бесконечного напряжения, которое обычно испытывают супергерои, он обращается к бытовым историям.

Иван Ешуков же скорее упирается в такой жанр, как производственный роман. Есть некие работники определённого цеха и эта история — про них. Даже если работа у этих работников экстраординарная, для них это — обычный скучный вторник. И потому никакого напряжения и преодоления. 

#комиксы #русскиекомиксы #русскийкомикс #заплаточники #иванешуков

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.