jrchernik

Categories:

Мнение о книге Олдоса Хаксли "О дивный новый мир" (1932)

Предупреждение: присутствуют значительные спойлеры к роману. Также помните, что всё написанное стоит воспринимать с изрядной долей сомнения. Рассказываю о том, что увидел, что почудилось.

Когда разговор заходит о жанре антиутопии, в голову приходит две категории произведений. Первая — произведения, ставшие классикой. «451° по Фаренгейту» Брэдбери, «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина и сегодняшний субъект. Вторая категория — «модные» молодёжные антиутопические произведения. «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Танцы на смерть» и так далее. Про эту категорию неоднократно высказывался Евгений Баженов, и вряд ли стоит ещё тратить на них слова. Тем не менее, не упомянуть вторую категорию нельзя, потому что существует она благодаря первой и оттуда черпает сюжетные ходы, ставшие теперь штампами. И потому уже стоит ознакомиться с первоисточником, ведь под всеми спецэффектами и постиронией всегда находится изначальное произведение, в том или ином его виде. 

Первопроходцы жанра в этом плане представляют особый интерес, поскольку друг от друга всё же отличны. Брэдбери беспокоился в основном об исчезновении культуры чтения, и вместе с ней — культуры рефлексии, осознания своих чувств, проживания их. Но в большей степени всё же он боялся, что возможен тот час, когда люди перестанут интересоваться чтением и историей, и отринут знания, как нечто излишнее в достигнутом «золотом веке». 

Оруэлл, насколько я знаю, во многом копировал Замятина и беспокоился, что складывающийся общественный строй ведёт к тому, что у человека отберут индивидуальность. А также о том, что потеряется принципиальное значение слов и власть имущие смогут делать с языком что угодно. Кстати, про «1984» я писал несколько лет назад. Теперь же, имея в виду всё сказанное, посмотрим на «О дивный новый мир» и попробуем разобраться, чего опасался Хаксли.

О чём повествует «О, дивный новый мир?». На дворе 25-й век, шестой от начала Эры Форда. Человечество искоренило болезни и войны, насилие и горе. Всюду мир и спокойствие. Нет больше веры, кроме поклонения Форду, пророку Прогресса. Нет больше института семьи, потворствующего эгоизму. Каждый принадлежит всем, и все принадлежат каждому. Новые члены общества появляются из пробирки, женщинам нет смысла испытывать девятимесячное бремя и муки родов. На первый взгляд, идеальный мир. Впрочем, так ли это?

Картина Уильяма Блейка "Элохим создаёт Адама". Присутствовала на обложке одного из изданий "дивного нового мира", и мне кажется, весьма подходит для иллюстрации романа.
Картина Уильяма Блейка "Элохим создаёт Адама". Присутствовала на обложке одного из изданий "дивного нового мира", и мне кажется, весьма подходит для иллюстрации романа.

Первый звоночек «что-то здесь не так» раздаётся, когда читателю объясняют, что для нормального функционирования общество поделено на касты, каждая из которых формируется от рождения. Ещё находясь в пробирке, человека определяют. Один станет умным и сильным альфой, представляющим из себя генетический максимум человека. Развит атлетически, не отстаёт и умом, сдерживаемым лишь воспитанием, программирующим на служение обществу. Элита элит, занимается управлением и сложными задачами. Инженеры, математики, учёные. 

Другой человек вырастет менее развитой бетой — в основном это персонал инкубаториев. Промежуточный слой, которого, на самом деле, немного. Далее идут гаммы — простые рабочие. Есть ещё более низкие дельты и ущербные умом эпсилоны, которых регулярно называют кретинами. Причём если с гаммами и эпсилонами понятно — первые пашут на заводах, вторые лифтёры и уборщики, то чем занимаются гаммы, остаётся лишь гадать. 

Характерной чертой деления на касты является то, что ещё до рождения им внушается неприязнь к представителям других групп и любовь к своему делу. Планирующийся математику будет получать удовольствие от решения уравнений чуть ли не на гормональном уровне. 

Книга начинается с продолжительного экскурса по инкубаторию, где описывается, как делают людей и как работает вся социально-генетическая инженерия, описанная выше. На первый взгляд, всё очень эффективно. Несколько бесчеловечно, но эффективно. Однако иногда механизм даёт сбой и появляются индивиды, вроде главных героев книги. 

В основном речь в книге будет идти о Бернарде. По рождению он альфа, но по какой-то причине ему не досталось атлетически развитое тело, соответствующее касте. И поэтому его гнобят все, кому не лень, ведь он дохляк, что отличительный признак гаммы, и как я уже говорил, никто в этом мире не любит представителей других рас. Не ненавидит, что важно, но недолюбливает. В результате этого бедняга Бернард всю жизнь был изгоем. Через призму его сознания становится видно, сколь жестока может быть установленная система к индивиду. И сколь хрупка на самом деле система, всю стройность которой гарантирует «гипнопедическое» программирование людей на раннем этапе развития. Суждения эти Бернард высказывает единственному приятелю — Гельмгольцу, второму главному герою книги.

Гельмгольц — противоположность Бернарда. Альфа с двумя плюсами, он очень умён, очень ловок и силён, чрезвычайно успешен у противоположного пола и всё ему удаётся. Он слишком хорош, чтобы не заметить пробелов в системе, к тому же успех ему самому уже надоел. Скучно быть первым, когда тебя с детства программировали на соревнование.

 И есть ещё два менее важных персонажа, а именно девушка Бернарда и «дикарь». Девушка Бернарда служит для показания «нормального» поведения в этом мире и отношения к таким чудикам, как вышеописанные двое. А «дикарь» — это ребёнок беты, случайно попавшей в резервацию людей, отказавшихся в своё время жить в «дивном новом мире» с его генетическими модификациями. Что особенно подчеркиваются, находясь в изоляции, эти люди деградировали до племенной общины. 

По большому счёту, сюжет у Олдоса Хаксли служит исключительно для демонстрации причудливых изгибов придуманного мира. Первые страниц сорок занимает экскурсия по инкубатору, затем пару глав нам описывают житиё-бытиё Бернарда и, немного, Гельмгольца. Потом история о том, как они побывали в резервации и наткнулись на «дикаря», с которым вернулись в лоно цивилизации. После чего происходит ключевой сюжетный поворот и финальный выбор героев.

Первым делом стоит отметить, что Бернард на первый взгляд — классический персонаж всех последующих антиутопий. Тот самый среднестатистический, не очень активный человек, которого в школе донимают хулиганы, и если он с этим никак не справляется, то вырастает в обычного, слегка закомплексованного гражданина. Вот только автор решает показать этот тип с другой стороны. Я полкниги ожидал, что в результате событий Бернард одолеет угнетение общества и станет молодцом. И частично так и происходит, но при этом Бернард проигрывает испытание «медными трубами». Вскрывают все его мелочные обидки, эгоизм, и тот факт, что по жизни ему в основном не хватало внимания и положительного обхождения. Получив себе женщину в постель и заработав очень иллюзорное почтение других «альф», Бернард моментально теряет волю к каким-либо свершениям. Всё, отстаньте от меня, жизнь удалась. 

Коренным же отличием «О, дивный новый мир» от «1984» и «451° по Фаренгейт» состоит в хождении по краю. Как я уже говорил, описанный Хаксли мир может выглядеть бесчеловечным, но он поразительно эффективен. Всю книгу меня терзало сомнение — а антиутопия ли это? Да, люди в этом обществе порядком отупели, человек как вид, кастрирован от многих привычных для нас вещей. Но эти люди вроде как счастливы. В чём, конечно, приходится сомневаться. И всё равно по всей книге выходит, что проблемы этого общества — это лишь неизбежное появление сотой доли процента населения, таких, как Бернард и Гельмгольц, что не уживаются в этом обществе. Причём для таких есть куда более гуманное решение, чем представленные в других антиутопиях. 

Смутьянов не убивают, нет, нет. Это общество прогрессивного будущего. Изоляция — возможно, но не в тесной камере, нет. Отдельная коммуна, где можно общаться с такими же не от мира сего людьми, как и ты сам. И делай что хочешь, проводи эксперименты, какие вздумается. Возможно, тебе даже удастся помочь обществу ещё больше, чем если бы ты продолжал сдерживать свои сомнения и подчиняться общественному строю.

И всё же есть горький оттенок этого общественного строя. В финале Хаксли решает напоследок дать понять, что как бы счастлива не была участь основных главных героев, это не отменяет того, что описанное будущее ужасно. Вернее... Ничто человеческое этим людям будущего на самом деле не чуждо. Через призму участи «дикаря», вызволенного из «резервации» старой цивилизации, это показано крайне ярко. Не способный прижиться нигде, он вынужден страдать. Чужой всюду, он может лишь метаться в отчуждении из угла в угол — метафорически выражаясь. И общество, с которым он вынужден сосуществовать, ничуть не облегчает ситуацию. 

Но опять-таки, проблема в том, что показан исчезающе редкий, уникальный случай. У остальных людей вроде как Золотой Век наступил. Здесь, разумеется, подразумевается дилемма извечная, можно ли вообще как-то оценивать и взвешивать счастье большинства против страданий одного?

Кадр из экранизации книги 1998 года.
Кадр из экранизации книги 1998 года.

Нет, определённо, «О, дивный новый мир» — это антиутопия, но совершенно особая. И куда более реалистичная, чем 1984. Сладкое снотворное вместо горького самогона, вот чем можно загнать наше общество в бесчеловечность. И именно у Хаксли, возможно, первого, прозвучал постулат о том, что запретами, но вседозволенностью проще развратить человека и загнать его в требуемое положение. Направляя не жёстко, но пряником подманивая. 

Напоследок вспомним вопрос из начала этого текста. Чего боялся Олдос Хаксли, глядя в антиутопическое будущее? Мне кажется, больше всего он боялся, что мы потеряем человечность и даже не заметим этого. Когда бесчеловечное становится нормой, а попытка поставить статус кво под сомнение вызывает у окружающих случае смех и недоумение.


Такая вот, очень непростая для прочтения и осознания книга. Стоит заметить, что этот текст пролежал у меня в черновиках больше года. Мне всё не хватало какой-то мелочи в голове, чтобы закончить текст. Собственно, я не уверен, что он и сейчас в полной мере сформирован. Но я описал здесь все мысли, что у меня возникли по мере прочтения и обдумывания, и на этом стоит поставить точку. Если вы наткнулись на этот текст в сомнении, стоит ли читать книгу, и всё ещё по итогу прочтения не уверены, отбросьте сомнения и вперёд. Благо, она давно находится в свободном доступе, и даже в библиотеке Мошкова выложена.

#дивныйновыймир #олдосхаксли #антиутопия #мнение #литература 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.