jrchernik

Category:

Страх и ненависть в русских комиксах... в смысле, Страхи Русского Севера

Есть причина, по которой у меня возникают проблемы с комиксами про Хеллбоя и Песочного Человека. У меня нет ни малейшего сомнения в таланте Майка Миньолы и Нила Геймана, но очень часто их истории упираются в прямое копирование без особого переосмысления. Многие приключения Хеллбоя состоят из встреч со старой сказкой. Вот история о парне из Ада и Дикой Охоте, а вот про японческие демонические головы... Технически, это не плохо и не хорошо. Благодаря Миньоле многие читатели комиксов узнают легенды давно минувших дней и может, заинтересуются первоисточником. Моё недовольство в том, что история насажена на отсылку, как мясо на вертел. Вынь отсылку — истории не будет.  

Причём у Миньолы это более показательно, чем у Геймана. Хеллбой очень часто просто проходит мимо занятной ситуации и становится её свидетелем. Иногда — невольным участником, мало что меняющим. Ну например, в одном из выпусков Хеллбой объявляется в России и выкалывает глаз Бабе Яге. Из-за чего все дети, родившиеся в том году, были слепы на один глаз. Причём Бабу Ягу парень из Ада вроде как убивает, но поскольку она по сюжету дух земли русской, то убить её насовсем невозможно. И стало быть, всё, что сделал Хеллбой в этой истории — подрался и ослепил несколько тысяч людей. Очень продуктивный агент. Ну а на самом деле вся история крутится вокруг одной из версий легенды про Бабу Ягу, мол, она собирает мизинцы мёртвых людей. Возможно, не самая показательная история, но если извлечь из неё Бабу Ягу, даже просто заменив на другую ведьму, то она развалится. И ладно, эта история ещё ничего, а вот упомянутые выше японческие демонические головы, или Дикий Гон, появляются просто чтобы появиться.

Гейман обычно действует хитрее, используя элементы историй. Вот, например, недавно Ловцы Снов вышли, не то экзотический комикс, не то хорошо иллюстрированная книга. В основе своей имеет японскую сказку. Плоха ли история? Нет. Но Песочный Человек к истории имеет отношение очень условно. 

В отличие от Миньолы Гейман обычно перерабатывает историю — часто лишь поверхностно, актуализируя её для современности. Но иногда он просто стряхивает пыль со сказки. Учитывая необходимость выпускать Песочного человека раз в месяц, думаю, ему и не такое можно простить, но у меня всё равно иногда бомбит при чтении очевидно слабой позаимствованной истории, в которой Сэндмен не нужен, и всё крутится даже не вокруг какого-то другого персонажа, но вокруг сказочного мотива. Иногда всё выходит совсем странно. В серии Песочный Человек есть выпуск «Сон в летнюю ночь». Оценённый многими критиками комикс имеет мало общего с пьесой Шекспира, на которую ссылается. И в целом, по мнению некоторых, комикс скорее переоценённый, нежели и впрямь толковый.

К чему я это всё? Наш соотечественник, Александр Глаголев, решил не выпендриваться перед аудиторией подобно Гейману и Миньоле, но заявить открыто — да, я нарисовал комиксы, использовав сказки в качестве сценария. Вот вам название сказки и история её записи. В таком-то году такой-то исследователь-фольклорист взял да и расспросил жителя заокраинного Урюпинска. Найти сегодня историю в том виде трудно, и вообще вы вряд ли о ней слышали. Но сказка есть, она интересная, и я вам её нарисовал в виде комикса, с пояснениями и анализом.
Ну не классный ли человек этот Александр Глаголев, а? Ну шикарный же человек, нам бы побольше таких. Итак, наконец, на пятом абзаце, мы переходим к серии комиксов «Страхи Русского Севера». 

В связи с означенным выше говорить о сюжете что-либо постоянное сложно. Каждый следующий выпуск содержит одну-две сказки, воплощённые в коротком, страниц на 10, комиксе. Текст рассказчика сокращён до минимально необходимого. Стоит разве что отметить, что сказки подбираются незнакомые массовому читателю, и версии их выбираются тёмные. Членовредительство, каннибализм или инцест (например) вполне могут присутствовать в этих историях. 

Стиль рисунка для каждой следующей истории меняется. Первая история выполнена в стиле фотореализма, следующий комикс содержал две истории, одна нарисована в прекрасном графическом стиле под тушь, другая — с элементами традиционной мезенской росписи Следующий выпуск выполнены иначе. Пока что повторений не наблюдалось. Сейчас мы как раз ждём четвёртый выпуск, предзаказ на который закончился некоторое время назад.

Важно отметить, что текст сказки приведён в соответствии с источником, что иногда привносит архаичных слов в текст. В самом первом выпуске в связи с этим неподготовленный читатель может поломать голову над значением слов и их произношением. Впрочем, в дальнейших историях язык в поправке на год написания не нуждался, и всё же имейте в виду.  

Иногда, впрочем, сам шрифт может стать проблемой. Но разобраться вполне можно.
Иногда, впрочем, сам шрифт может стать проблемой. Но разобраться вполне можно.

Чрезвычайно полезным дополнением к сказкам является постраничный комментарий Александра Глаголева относительно смысла и истоков сказок. Отражением каких ритуалов является тот или иной элемент, кем на самом деле является Баба Яга, исходя из приведённого в выпуске материала. Здесь стоит чуть отступить и спросить — а кто такой этот А. Глаголев, что к его комментариям вообще стоит прислушиваться? Может, брешет?

Александр долгое время проработал игровым журналистом, в частности, долгое время его тексты выходили на Канобу. Там же есть довольно большая статья об автор и даже интервью с Глаголевым присутствует. Также по некоторым оговоркам в видеороликах можно предположить, что какое-то время Александр проработал в издательском бизнесе, вероятнее всего, редактором. Пожалуй, самой первой долгоиграющей передачей Глаголева, которую до сих пор можно где-то найти и посмотреть, является «Подпольная Правда». Похоже, что выходила она где-то в середине 2000-х и новомодным на тот момент образом выпускалась сразу в интернет, на сайт www.game-tv.ru. Сайт давно помер, а вот выпуски можно найти на ютубе. Правда, их чистят — с год назад я находил плейлист с 70+ выпусками, но в процессе написания статьи смог найти лишь парочку. 

После Александр объявился на ютуб-канале Cyber-Game.TV, где играл значительную роль. Вместе с Борисом «Бонусом» Репетуром рассказывал про старые игры, иногда вёл новости, и в том числе у него была передача «Хождение по играм». Важна она тем, что в какой-то момент породила «спин-офф» в виде серии роликов «Хождение по комиксам». В неё Глаголев анализировал отдельно взятые, известные комиксы. Об истоках нуара и его воплощении в «Городе Грехов» Миллера. О том, почему Песочный Человек «Смерть и Венеция» прекрасное произведение и какую связь он имеет с романом «Смерть в Венеции» Томаса Манна. К сожалению, передача продержалась шесть выпусков и заглохла вместе с ютуб-каналом — вроде как в связи с экономическим кризисом 2011 года.

В 2015 году Александр Глаголев вновь вернулся к записи видеороликов, чтобы теперь рассказывать уже только о комиксах. Так появились два ютуб-канала — New Comic Review и Old Comic Review. В первом изящно и со вкусом рассказывалось о самих комиксах (очень рекомендую к просмотру видео про Трансметрополитен), а второй был посвящён критике переводов известных комиксов на русский язык (например, качеству адаптации комикса «Сказки»). К сожалению, на данный момент каналы хоть и не мертвы, но в анабиозе — раз в год-другой выходит одно-два видео. А всё потому, что пять лет назад Александр решил сам заняться написанием комиксов. Был начат проект MorningAfterDeath, который, к сожалению, тоже на данный момент в коме, судя по отсутствию новостей. И наконец, в июне прошлого года, появились «Страхи Русского Севера», которыми Александр Глаголев занимается и по сей день.  

Весь этот экскурс в историю, однако, не даёт понять главного — так имеет ли право автор смело комментировать сказки, заявляя о знании смыслов, заложенных в предания старины глубокой? На самом деле стоило просто дать ответ, что чуть ли не каждое своё высказывание автор адресует к тому или иному исследователю фольклора и искусства. Конечно, некоторые детали или трактовки могут стать предметом дискуссии. Но в целом, в правоте комментария сомневаться не приходится. Я уж молчу о том, что читать всё это неизменно интересно.

Итак, три основных элемента, придающие Страхам Русского Севера интерес, это: сказки, приводимые максимально близко к исходному тексту — их качество даже не обсуждается; рисунок, который регулярно преподносит сюрпризы и качество которого вы можете оценить сами по приведённым кадрам; аналитический комментарий к каждой странице комикса, объясняющий, что мы вообще видим и какое это имеет значение, какова история происхождения того или иного элемента. Всё это очень здорово, но тут всплывает неудобный для некоторых вопрос цены комикса.

Каждый выпуск серии отдельно стоит 815 рублей. По предзаказу каждый следующий выпуск можно было забрать за 550 рублей, и нынешний, четвёртый, до сих пор вроде как можно предзаказать за 550. При этом выпуск — это 20-30 страниц, то есть по формату — классический «сингл» от DC, например, которые недавно начало выпускать на русском языке издательство «Азбука». И что характерно, средняя цена такого сингла колеблется в районе 150-200 рублей. Логичный вопрос — что за дела? Сейчас объясню.

В ценообразовании на «Страхи» играют роль, как минимум, два фактора. Первый — проект является в некоторой степени благотворительным. Александр Глаголев рассылает часть тиража по библиотекам городов, расположенных на севере России. Точный список неизвестен, но суть в том, что выпуски поступают в библиотеки, насколько я это понимаю, бесплатно. Причём следует  отметить, что комиксы эти не совсем для детей. На некоторых страницах присутствует обнажёнка, от чего в нашей стране детей стараются ограничивать (о том, правильно ли это, велись и ведутся дискуссии, но это тема для отдельного разговора). То есть это не для детей, потому что, мол, они тупые и не могут читать «многа букафф», скорее, это попытка придать старым сказкам новое видение, пробудить интерес к изучению. И логично звучит, что хоть как-то такую благотворительность следует компенсировать. Например, за счёт повышения цены для тех читателей, что способны и готовы платить.  

Вторым фактором является то, что технически это самиздат и микротиражи, что неизбежно всегда обходится дороже. Ну то есть то же издательство Азбука может себе позволить напечатать 10 000 экземпляров сингла Hellblazer: Ньюкасл и быть уверенным, что всё раскупят. У частного лица, коим выступает в данном случае Александр Глаголев, ни возможности такой тираж напечатать, ни уверенности в том, что его раскупят. Точно можно сказать, что тираж «Страхов» меньше тысячи — иначе на форзаце в обязательном порядке пишут информацию о количестве экземпляров. Я предполагаю, что тираж вряд ли больше двух сотен экземпляров. Что тоже неизбежно повышает цену печати — а значит, и продажи — каждого отдельного выпуска.  

Также стоит заметить, что в цену входит доставка комикса по России и Беларуси.

Образец страницы с комментариями.
Образец страницы с комментариями.

Ответив на вопрос, почему так дорого, следует задать более важный — а стоит ли оно того? Я считаю, что да. Выбор сказок для выпусков неизменно любопытен, это не известные всем сюжеты про богатырей. Версии сказок приведены ближе к их тёмному, изначальному виду. Разница между ними, как между оригинальными сказками Братьев Гримм или фильмом «Братья Гримм» 2005 года. Качество рисунка комикса неизменно поражает — впрочем, на форзаце есть информация о том, что между прочим, Глаголев состоит в Творческом Союзе Художников России. Так вот, в каком бы стиле Александр не рисовал очередную историю, внимание к деталям и выдержанность стиля впечатляет. Что же касаемо комментария, поясняющего и объясняющего, о чём сказка на самом деле, я уже выше говорил. Этот сопроводительный текст расширяет кругозор и объясняет, насколько, на самом деле, непростая вещь эти сказки. А то ведь, как и с комиксами, можно вполне услышать мнение о том, что сказки — это для детей. Чтобы засыпали, чтобы учились. И отчасти высказыванием будет верным. Но ещё это огромный культурный пласт, рассказывающий о том, как и чему таким образом учились дети испокон веков. Там всё далеко не так однозначно, как может показаться.  

Текст вышел длинным, и возможно, я вас утомил. Всё это время я пытался вести к тому, что Страхи Русского Севера — один из немногих комиксов, за которые хочется «болеть». Меня очень беспокоит, что об этом комиксе мало кто говорит. Что его не обсуждают, что о нём не судачат, и главное — что его не покупают. Очень жаль, потому что комикс своих денег стоит, по уровню проработки и качества его можно сравнивать лишь с другими лучшими русскими комиксами, о которых я регулярно упоминаю — «Предметы» Писарева и Ветлугина, «Путешествия чародея» Никитиной, «ШУВ» Лаврентьевой и очень немногих других.

Ещё раз, очень рекомендую к приобретению. Да, комикс дорогой, но лучше купить один выпуск Страхов Русского Севера, чем два тома Bubble Comics или какого-нибудь «Сорвиголовы» от Марка Уэйда.  

На этом у меня всё. Спасибо за внимание.

#комиксы #русскийкомикс #страхирусскогосевера #александрглаголев

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.