jrchernik

Category:

О проблемах с сериалом "Лютер" (Luther, 2010-2019)

Британские сериалы славятся на весь мир тем, что не часто гонятся за количеством серий или сезонов. Даже за качеством съёмки могут не гнаться — весь упор делается на качество самого сериала. История, которую рассказывает съёмочная команда, шоу, которое демонстрируется. Однако сериал Лютер в этом отношении был и остаётся крайне противоречивым. 

Первый сезон получил несколько наград или по крайней мере был на них номинирован, да и зрители отзывались очень тепло. Причём если смотреть на цифры, то всё у сериала хорошо и сейчас, по завершении пятого сезона. Однако каждый раз, когда у меня заходит разговор об этом сериале, все подчёркивают, что чем дальше, тем более своеобразен «Лютер», и далеко не всем удаётся прорваться дальше второго сезона. Собственно, мне не удаётся, в первую очередь. Буквально на днях наконец прорвался до самой последней серии, и оказался в смятении. Сериал и хорош, и в то же время вообще никакой. Попробую рассказать, в чём суть. 

О чём сериал? Об очень умном детективе полиции Лондона, Джоне Лютере (Идрис Эльба), который берётся распутывать сложные преступления. На первый взгляд нет ничего нового, сериалов про умных копов и сложные преступления пруд пруди. Однако первая же серия заканчивается неожиданно — преступница, социопатка Элис Морган (Рут [или Руфь?] Уилсон), уходит от загребущих лап закона. Что более характерно, она становится другом Лютера и далее помогает ему в расследованиях, подсказывая, как может думать преступник. 

Титры, надо признать шикарны. И музыка - Paradise Circus от Massive Attack - и визуальное оформление. Выглядит и звучит прекрасно.
Титры, надо признать шикарны. И музыка - Paradise Circus от Massive Attack - и визуальное оформление. Выглядит и звучит прекрасно.

Если быть точным, так выглядел первый и, немного, второй сезон сериала, потому что чем дальше вброд, тем сложнее всё закручивается и тем более прискорбно происходящее выглядит по итогу. 

Дело в том, что вскоре после выхода второго сезона Идрис Эльба стал модным актёром, и времени на сериал стало не так много. Третий сезон вышел через два года после второго, четвёртый — ещё через два, а пятому понадобилось четыре года, чтобы добраться до зрителя. И несмотря на то, что шоураннер не менялся, сценарист был один и тот же, каждый новый сезон  у меня возникало ощущение, будто я смотрю «Остаться в живых» (он же «LOST»). Там аналогичным образом каждый следующий сезон пытался перевернуть картину мира с ног на голову. Покажу на примере (спойлеры!)

Конец первого сезона повисает в воздухе. Убийство офицера полиции происходит чуть ли не на глазах у всего честного люда, Лютер виноват, Элис виновата — как всё это разруливать? Да никак, в первой же серии второго сезона Элис каким-то образом имитирует сумасшествие, а Лютер помогает ей сбежать из психушки, после чего персонаж почти сразу покидает сцену. 

В конце второго сезона у Лютера появляется что-то вроде приёмной дочери. Третий сезон — никого у Лютера нет, он снова один, снова расследует дела.

В конце третьего сезона Лютер вместе с Элис уходит в закат. Начало четвёртого сезона — Лютер один и вдруг получает уведомление — извините, актриса слишком занята, так что её персонаж вроде как умер. 

Конец четвёртого сезона — Лютер находит вероятную убийцу Элис и обещает за ней приглядывать и даже поймать. Начало четвёртого сезона — об этой убийце ни слова, зато Элис оказалась живой. 

И знаете, пятый сезон вроде как поставил точку в истории, но с такой последовательностью сериал легко вернётся с новым сезоном. Лютер снова будет, как ни в чём ни бывало, один и работать в полиции, ловить преступников. 

Непостоянство сериала просто поражает. И знаете, последний сезон в этом плане неприятно впечатляет даже в мелочах. Появляется новый офицер в отделении Лютера, и начальник говорит Джону — она порядочная, и вообще, возможно, стукач. Так что давай-ка никаких «серых» дел, когда преступника мы берём, потому что уверены в его вине, а не потому что способны доказать это. При этом создатели как будто забыли о том, что этот же начальник в первом сезоне хотел Лютера лишить должности из-за малейших подозрений в его «нечистоплотности». Ну и да, к концу этого же сезона — состоящего всего из 4 серий! — именно этот новый офицер уже сама совершает поступки за рамками закона ради поимки преступника.

Поражает и сам Джон Лютер, который чем дальше вброд, тем более «серую» мораль использует в качестве объяснений своих поступков. В третьем сезоне он прямо идёт на убийство ради благих целей. А весь пятый сезон идёт нескончаема игра в поддавки с местной организованной преступностью.

Конечно, можно аргументировать, что таким образом создатели пытались показать, как любой человек рано или поздно начинает прогибаться под воздействием обстоятельств. Дескать, непоколебимых героев нет, все ломаются так или иначе. И мол, суть нашей истории в том, чтобы показать, как низко может опуститься человек и сколько вреда причинит по пути. Однако я опять укажу на то, что происходит всё это непоследовательно. В один момент Лютер собирается действовать исключительно по закону, в следующий — всё летит к чертям. В первом сезоне Лютера презентуют, как мега-гения. Шерлока Холмса или крайне близкого к литературному персонажу человека. Однако начиная с третьего сезона я вижу очень обычного мужика, который крутится, как может. Отсюда и впредь создатели забывают об образе суперсыщика, способного найти выход из любой ситуации, и всё чаще ставят Лютера перед лицом неизбежности. Хотя даже в четвёртом сезоне ещё происходят умные выходы из положения, всё равно каждый раз это ситуации, когда Лютер выбирает между клизмой и сэндвичем с дерьмом. 

Пятый сезон, честно говоря, является образцово-показательным случаем скатывания вообще. В угоду зрителю воскрешают Элис Морган. В угоду им же Джон Лютер снова старший инспектор, снова главный, снова на коне. Ради зрителей сериал пытается вернуться к эпизодическим злодеям, когда каждая следующая серия пытается быть отдельной историей. И нельзя сказать, что у создателей не получается что-то интересное. Но всё это очень блекло. А главное, как я уже говорил, Джон Лютер уже не гениальный сыщик, он теперь очень в хвосте сюжета.

Вообще стоит заметить, что сериал начинался с игр разумов, с «майндфака». Кто кого — умная социопатка Элис Морган или не менее сообразительный Лютер? Джон  — или террорист, расстреливающий людей в попытке вытащить папашу из тюрьмы? И так далее и так далее. Но чем дальше вброд, тем менее сообразительным выглядит Джон, тем на более «грязные» приёмы он идёт, чтобы отправить злодея за решётку. 

Что характерно, но по всему выходит, что сериал вполне имеет шанс получить продолжение. Я тут смотрю — и каждый следующий сезон собирал всё больше и больше зрителей у экранов. Да и оценки у последнего сезона хорошие, даже на Rotten Tomatoes мало кто ругается.

А под маской-то, под маской...
А под маской-то, под маской...

Однако как по мне, так сериал опустился на дно, и финальный финт ушами, которым пятый сезон кончился, должен стать последней ласточкой. Минимум логики в действиях персонажей. Минимум последовательности. Идея не прослеживается, герои мрут, потому что так драматичней. Да, прекрасная актёрская игра. Да, хороший саундтрек. Но это не спасает. 

Или может, я не прав? Буду рад услышать ваши мнения. Спорить не буду, просто интересно, одинок ли я в своём суждении о сериале. 

#сериалы #лютер #luther

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.