jrchernik

Category:

Сергей Зотов - История Алхимии (отзыв)

дисклеймер: Я не много увлёкся описание происходящего в книге. Она не художественная, но если вы из тех людей, что не любят спойлеры принципиально, возможно, стоит обойти этот отзыв стороной.

У книги есть отличный подзаголовок, приведу его здесь: «Путешествие философского камня из бронзового века в атомный.» Отличная отправная точка для того, чтобы поговорить об этой книге. 

Книга начинается с путешествия по разным частям мира, с того самого бронзового века. Китайские эликсиры бессмертия из ртути, индийские аналоги, греческие практики. Что интересно, в Китае, Индии и Греции процессы проходили параллельно, совершенно не сообщаясь друг с другом, и при этом многие теории выглядят схоже. И всё же в деталях всё очень разнится. 

Далее повествование переходит в Египет, но тут загвоздка — туда уже перекочевали алхимики из Греции, когда Александр Македонский завоевал страну. И всё же именно в Александрии алхимия процветает и именно здесь зародилась легенда Гермеса Трисмегиста, якобы отца искусства королей, как его иногда называют.

Египет затем завоевали арабы, подхватившие знамя. Именно они, собственно, и дали поискам философского камня название алхимия. И уже от них это искусство проникает в Европу, где получает дикую популярность. Основной массив текста книги посвящён именно средневековой алхимии — и её развитию в Новое время. На этом, впрочем, история не заканчивается — автор книги, Сергей Зотов, прослеживает развитие хризопеи, сиречь златделия, вплоть до наших дней, как и заявлено в подзаголовке. 

Питер Брейгель-старший "Алхимик". Как можно догадаться, это был уже стёб над алхимиками.
Питер Брейгель-старший "Алхимик". Как можно догадаться, это был уже стёб над алхимиками.

Учитывая, насколько книга мчится «галопом по европам», закономерен вопрос — насколько глубоко исследование каждой отдельной темы? И действительно, поначалу кажется, что повествование ну очень торопится. Однако всё дело в количестве исследуемого материала, которого чем дальше, тем больше. Уже начиная с Греции, автор останавливается на многих темах куда как подольше. 

Отдельно стоит указать на богато представленные иллюстрации. Каждая вторая страница сопровождается примером из исследуемых книг. Более того, каждую иллюстрацию автор разбирает на символы и смыслы. С чем есть маленькая загвоздка. Рисунок занимает в среднем четверть страницы, и напечатана «История Алхимии» на довольно грубой бумаге (а может, дело в печати). Так что значительную часть иллюстраций приходится изучать с лупой в руках. Мелкие детали важны, а разглядеть их невооружённым взглядом далеко не просто. 

Вот для примера. В круге куча деталей, но разглядеть их... задача непростая.
Вот для примера. В круге куча деталей, но разглядеть их... задача непростая.

И всё же, возвращаясь к поверхностному. Да, далеко не все темы освещены так подробно, как хотелось бы. Скажем, упоминается влияние Пифагора на зарождение алхимии, и упоминается использование музыкальных нот для разных целей. Но каких именно, как применяли музыку в алхимических целях, пусть даже то не ноты, а цифры, как поясняет автор — всё это останется за кадром. Что вовсе необязательно плохо. Перед нами всё же история всей алхимии. Не исследование конкретных её периодов, но общий экскурс. Как проходило её развитие в целом. Для желающих углубиться в конкретику имеются отсылки к другим книгам, упоминаемым и использованным при составлении. 

Кроме того, начиная со Средневековья, автор разбирает и отдельные труды, авторов и темы. Вот исследование «Книги святой Троицы», оказавшей огромное влияние на алхимиков. Вот жизненные пути Якоба Бёме, сапожника-парацельсианца, и Ньютона, также, внезапно, занимавшегося златоделием. А вот и конкретные образы, появлявшиеся из раза в раз, из века в век, на страницах самых разных трудов: андрогины, странные животные, руки с печатями и так далее. Что характерно, всё раскладывается по полочкам, по значениям. 

Что особенно интересно, и чего я раньше не знал. Алхимия с самого зарождения и в течение всего существования служила не только и не столько для личного обогащения или создания эликсира бессмертия. Да, философский камень обещал и то и другое. Но главное, что алхимик через Великий Труд проводил трансмутацию не только вещества в тигле, но и своей души. Результат физический — создание философского камня — служил подтверждением тому, что душа алхимика тоже стала совершенной. Интересно, учитывая, что философский камень так и остался мифом, а всё золото алхимиков оказывалось ложным, значит ли это, что и души их на самом деле портились?.. 

Что приятно — в книге отсутствует синдром поиска глубинного смысла. Автор сам не является алхимиком, и весь текст написан исключительно про то, что есть на руках. А именно — книги алхимиков. Сергей Зотов не делает сам далекоидущих выводов о предмете исследования, лишь расшифровывает заметки. А каков соблазн пуститься в размышления на тему... 

Впрочем, опора на письменные труды может показаться излишне доминирующей. Мало что говорится о жизни алхимиков за пределами их трудов и сочинений. Немного говорится об участии графа Сен-Жермена в политике, а не только в златоделии. Это не плюс или минус, это просто особенность книги. Она про алхимию. Про алхимиков, про алхимические труды. Не про их окружение, потому что тогда книга была бы вдвое толще. 

Декорации Карла Фридриха Шинкеля к опере Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Ундина"
Декорации Карла Фридриха Шинкеля к опере Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Ундина"

Мне лично не хватило описаний алхимической практики. Нас знакомят со стадиями изготовления философского труда — нигредо, альбедо и рубедо (изначально упоминается ещё одна промежуточная стадия — цитринитас). Но что именно происходило на этих стадиях? Как именно выглядел алхимический процесс? Что происходило по результату, когда процесс завершался, а на выходе никакого философского камня не получалось? Как именно применялись инструменты алхимика, упоминаемые постоянно — кальцинаторы, алембики, атаноры и пр. Я больше знаю о процессе из игры Morrowind, где каждый уважающий себя алхимик владеет ретортой и перегонный кубом. 

Отдельный интерес в книге представляют проявления алхимии в живописи и литературе, а также эволюция алхимии в конце XIX, начале XX веков. О том, что психология многим обязана алхимии. О том, что Сальвадор Дали, и не только он, черпали вдохновение там же. Всё это тоже чрезвычайно любопытно.

По итогу, я очень доволен приобретением книги. Хотя мне весьма любопытна тема, я не припомню других трудов на тему. Уж точно не таких тщательных, с обоснованием, с деталями, с богатыми иллюстрациями. Изучать книгу сплошное удовольствие. 

Ремидиос Варо "Сотворение птиц"
Ремидиос Варо "Сотворение птиц"

P.S.: единственной ошибкой в подходе к книге было дать зарок (вот здесь) прочесть её до конца ноября. Спешка, с одной стороны, помогла не отвлекаться. Я вспомнил, каково это — сосредоточиться на изучении чего-то одного, а не растекаться вниманием по нескольким книгам сразу. Однако под конец гонка в чтении стала несколько обременительной. Осталось впечатление, будто я что-то упустил. Что-то не до конца подробно изучил, или обдумал. И однако ж сама практика вполне годная. Так что это. Зарекаюсь до конца новогодних каникул (до 8 января) освоить Калевалу и отчитаться. А то лежит, освоенная на четверть...

#алхимия #книги #страдающеесредневковье #историяалхимии #сергейзотов 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.