jrchernik

Category:

Хорхе Луис Борхес - Бессмертный

Данный рассказ можно определить, как "классический Борхес". Главная героиня в поездке заходит в лавку старьёвщика, где приобретает "шесть томов "Илиады" Поупа". В последнем обнаруживается рукопись, в которой римский легионер рассказывает о своём невероятном путешествии в Город Бессмертных, чьё точное положение, конечно же, неизвестно. Дальнейшее слишком невероятно, чтобы доверять его моему пересказу. Не говоря уж о том, что пересказывать пересказ - дурная манера.

Почему это "классический Борхес". Есть несколько сюжетных приёмов, которые слепой аргентинец очень любил использовать. Во-первых, это "шкатулочный роман" - когда история содержит в себе историю, которая в свою очередь, может содержать ещё одну историю. Степень рекурсии зависит от желания и мастерства автора. Даже простое перечисление рассказов Борхеса, построенных с использованием этого приёма, займёт страницу или две. ("Тлён, Укбар, Orbis Tertius", "Алеф", "Сообщение Броуди", "Сад Расходящихся Тропок", "Форма Сабли" и пр.)

"Затерянный город" Джованни Пиранези
"Затерянный город" Джованни Пиранези

Во-вторых, это "классический Борхес" из-за приёма "ненадёжный рассказчик". Чем дальше продвигается читатель по рассказу, тем меньше доверия вызывает полотно повествования. В конце автор рукописи и вовсе ломает четвёртую стену, умолчу о том, каким затейливым способом это организовано.

Ну и конечно, мало какой "классический Борхес" может обойтись без упоминания Гомера. Опять-таки, перечислять можно долго. Не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что я таким образом подшучиваю над великим писателем. Ни в коем случае. Просто в прошлые разы, читая Борхеса запоем, я не обращал такого пристального внимания на эти повторяющиеся приёмы. О повторяющихся темах он и сам любил поговорить, но вот конкретные tools-of-trade - вопрос отдельный.

Смысл рассказа, если уж заговорили о темах - он про зыбкость реальности истории в глазах не только читателя, но и рассказчика. Полагаю, что для человека, теряющего зрение, а вместе с молодостью теряющего и твёрдость памяти, такие темы свойственны. Да и если задуматься, разве не попыткой удержать память о себе в других людях, и память о других людях в себе, занимается человек большую часть своего свободного времени?

"Пейзаж со зданиями" Дидье Барра (или Франсуа де Номе? Слегка запутался)
"Пейзаж со зданиями" Дидье Барра (или Франсуа де Номе? Слегка запутался)

В этом вообще прелесть приёма про "ненадёжного рассказчика". Человек так устроен, что очень доверчив к историям. К тексту так особенно. Чтобы не поддаться очарованию и не поверить книге, нужно заранее знать, что ей нельзя верить. В остальных же случаях открытие в конце может перевернуть доску, выражаясь фигурально. От чего у читателя произойдёт "вау-эффект", за которым может случиться прозрение, а может - просто радость от сюрприза.

Как бы то ни было, рассказ "Бессмертный" вы можете прочитать по ссылке, а на сегодня у меня всё.

#борхес #борхесалеф #борхварь #литература

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.