jrchernik

Category:

Выбор BadComedian'а: "Человек из подольска" (2020)

Начнём с сюжета. Главный герой, редактор московского журнала, чуть ли не каждый день мотается в столицу из родного Подольска. Однажды на станции его задерживает полиция, и без каких-либо явных причин везёт в отделение. Никаких обвинений не предъявляют, а в участке вдруг начинают задавать странные вопросы. Каково население Подольска? Какие градообразующие предприятия там есть, чем город вообще живёт? Всё это абсурд, заявляет герой фильма, на что ему объясняют, что мол, это мы ещё по хорошему. Хочешь по плохому — мы тебе подкинем чего-нибудь запрещённого и закроем, и будем делать, что хотим. Так что давай-ка не упрямься и отвечай на вопросы. И чем дальше вброд, тем более странные вопросы поступают от господ полицейских…

Фильм — комедия абсурда. Довольно в лоб сделанная фантасмагория, где полиция вдруг предстаёт несколько иной конторой, нежели мы привыкли думать. Вместо привычной ловли преступников они зачем-то вдруг занимаются некоей воспитательной работой, причём с неясными целями. Куда именно заведёт непутевого человека позднеюношеских лет буйная фантазия следователей, предположить невозможно. Остаётся лишь добраться до финала.

К сожалению, сам путь к концу фильма отнюдь не лёгкий. "Человек из Подольска" изначально является театральной постановкой, и это уж больно заметно. Очень большой упор на диалоги, причём не очень динамичные, скорее нацеленные «на подумать». Значительная камерность происходящего — всё действие в пределах пары комнат. И главный герой, в духе современного театра, скорее посетитель аттракциона, нежели действующее лицо. Нечто подобное я наблюдал в нашем местном театре, постановка называлась «Шокошоппинг». Там главный герой похожим образом заходил в продуктовый магазин, а попадал в какой-то ад непоняток. До самого конца всё, что он мог - офигевать от происходящего. В схожем ключе разворачивается и «Человек из Подольска».

Пара примеров абсурда — который герой видит...
Пара примеров абсурда — который герой видит...
... и в котором участвует.
... и в котором участвует.

Создатели фильма понимали сложность происходящего. Поэтому тут и там в наличии шутки, музыкальные номера внезапные, в середине мелькнёт обнажённая женщина. Всё это да, ненадолго отвлекает — но не спасает фильм от провисания динамики. К тому же отсутствие разительных изменений в персонаже удручает. Возможно, в рамках театральной постановки это смотрится более адекватно. Потому что диалоги, похоже, рассчитаны скорее на зрителя. То есть герой истории будет недоумевать от всего творящегося безумия, но зритель просечёт фишку и начнёт мотать на ус.

Посыл фильма не ахти какой, но относится к категории вечных. Вчера, сегодня и завтра он будет актуален. Если очень обще говорить — это об осознанности бытия. Человек легко впадает в рутину. Будь то пресловутое «украл-выпил-в тюрьму» или «поработал-поел-поспал» — легко войти в единый ритм и не отвлекаться на мир вокруг. Но он продолжает существовать, замечаем мы его или нет. В нём постоянно что-то происходит, прекрасное и ужасное. Закрывать на него глаза — как-то странно. Такое высказывание я вижу в фильме.

Забавно, к слову, что выбор персонажа на главную роль в данном случае несколько странный. Он журналист, пусть и редактор, а не репортёр. Так уж вышло, что один из моих лучших друзей журналист. Наблюдения за ним и его коллегами не универсальны, но всё же дают некоторую выборку. Как мне кажется, журналист всегда на стрёме. Всегда ищет историю, всегда что-то копает. Инструментов у него может и немного, но это как с музыкой. Нот всего семь, а сколько комбинаций. Сложно быть журналистом и состоять в близких отношениях с рутиной. Впрочем, на это фильм предлагает объяснение, что ГГ получил должность по блату и ему она никогда не нравилась. Когда занимаешься нелюбимым делом да, впасть в рутину очень легко.

Значит ли это всё, что фильм плохой? Нет, просто это классическая дебютная работа. Семён Сёрзин, снявший «Человек из Подольска», до этого лишь снимался в нескольких фильмах. То есть в индустрию вхож, но съемками руководит впервые, что объясняет многие проблемы. Сценаристов у картины два — автор одноимённой пьесы Дмитрий Данилов, и молодая сценаристка Юлия Лукшина, раньше работавшая лишь над сериалами. Сильно подозреваю, что Данилов, как старший, да ещё и довольно известный в театральных и писательских кругах человек, давил немного на соавтора и на режиссёра. Продавливал сцены, которые можно было вырезать. Резал сцены, которые могли добавить динамики происходящему. Вот и получилось не самое лучшее кино. Тем не менее, оно на голову выше того, что обычно попадается.

В наличии также любопытные операторские решения. Не сказать, что они спасают...
В наличии также любопытные операторские решения. Не сказать, что они спасают...
... но определённо, добавляют необычных ощущений от просмотра.
... но определённо, добавляют необычных ощущений от просмотра.

Стоит также заметить, что я слегка предвзят. Никогда не любил фантасмагорию. Слишком велик соблазн авторов начать несколько нравоучать зрителя, превращать всё в притчу с "глубоким смыслом". «Человек из Подольска» в этом плане слишком напрямую пытается говорить со зрителем, забывая про историю. Мне кажется, что если уж уходить в отрыв от реальности, то это следует делать совсем. Как делал Марк Захаров, снявший «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». Где сразу говорится, что мы в стране чудес. Это сказка, а не быль, и потому всё происходящее куда меньше вырывает из погружения. К тому же и Медведь из Обыкновенного Чуда, и уж тем паче Мюнхгаузен — не являются статистами в этих фильмах. И при этом оба фильма также изначально были театральными постановками, да и сам Марк Захаров пришёл в кино из театра.

Так вот, фильм-то «Человек из Подольска» хороший, он даёт интересную пищу для ума. К сожалению, говорить о плохом всегда проще, чем о хорошем. Ну и что, что там актёры хорошо и интересно играют, если главный герой лишь недоумённо блекает по ходу дела. Ну и что, что музыкальные темы оттуда западают в память и через пару недель после просмотра вы всё ещё будете их напевать себе под нос. И вообще, опять фильм про полицейский произвол? Да сколько можно уже, это ведь даже не преувеличение, это уже бытописание...

Итог: 4 из 6. Один раз это кино будет интересно посмотреть. Обсудить потом, если смотрели с кем-то. Но пересматривать вы его не захотите. Новых смыслов там не найдётся, а те, что есть, покажутся лишь более очевидными. Зато минусы станут заметнее. Так что проще идти дальше. Например, к следующему фильму из списка рекомендованных Евгением BadComedian Баженовым — картине "Глубже!"

#badcomedian #кино #российскоекино 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.