JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Эссе о романе "Аэлита" Алексея Толстого

Давно, очень давно меня подбивал отец прочитать эту книгу, поскольку "это классика советской фантастики". Сначал он предлагал посмотреть фильм, но до фильма я так и не дошёл, а вот книгу прочитал. Немного опечалился, узнав, что есть две версии книги - "взрослая" и "юношеская". Впрочем, оглядываясь на этот "юношеский" вариант, начинаю задумыватья о рейтинговой системой, которая сейчас правит бал во всё мире. Да, спойлер-тревога - я пишу мысл о сюжете книги, а не пытаюсь "продать" её. Вообще, я бы не сказал, что книгу прям следует читать всем и каждому, хотя безусловно, в некоторую часть классики она входить должна. К слову, как раз той, что вполне можно читать в школьном возрасте, если плевать на рейтинги. Благо, там на них и так плюют - ведь "Капитанская дочка" проходится классе в 9 что ли, а там кровь, смерть и разве что секса нет. К слову, нет его и в Аэлите, хотя намёков и подводок к нему довольно много. Но всё по порядку.

Первое, что впечатлило - это описание русского человека от имени корреспондента американской газеты: "отсутствие в их глазах определённости, то насмешливость, то безумная решительность и, наконец, непонятное выражение превосходства - крайне болезненно действуют на европейского человека." Это мне понравилось, и опечалил тот факт, что этого сейчас не скажешь о русских людях. Ведь Толстой писал этот роман, находясь за границей, а потому, я думаю, опирался на реальные показания европейцев. А какой образ сейчас сложен у зарубежного человека о русских? То что я слышал, не утешает - в основном это пьяные охламоны в Турции. Лет десять назад - жестокая русская мафия с акцентом. Но нет былой славы.

В то же время один из двух главных героев романа, Гусев Алексей, бывший солдат, разбойник и в целом перекати-поле, меня конкретно выбил из колеи. Потому что с одной стороны он как раз воплощение описания, выше приведённого. А с другой - очень ветренный и не особо-то хороший человек. Я с большим удивлением увидел, как она на Марсе "забыл", что у него на Земле осталась жена, и заигрывал с марсианской девушкой. У второго героя, Мстислава Лося, хотя бы было оправдание - его жена в могиле была уже. В целом, меня довольно сильно удивило наличие любовной линии в романе, а так же её влияние на сюжетные повороты. Всё это очень сильно напоминает Эдгара Райса Берроуза и его "Барсумскую серию" о Марсе. Вполне возможно, что отчасти Толстой как раз и вдохновлялся ею - по времени как раз мог.

Что касается Марса, то тут меня многое позабавило, и в то же время впечатлило. Например, мнимая "старость" народа Марса мне совсем непонятна - по тексту я нигде не припомню, чтобы народ это был старый. Вот Атлантида, от которой они почерпнули знания, да. "Магацитлы" действительно представляли собой очень старое знание. Вообще весь изгиб сюжетной линии в эпоху декаденса несколько странен. Возможно, намёк на "загнивающий капитализм" - мол, его время уже ушло. А главные герои представляют собой будущее - коммунизм. Недаром Гусев так упорно пытался устроить пролетарскую революцию на Марсе.
virtual_revolution_by_jbrown67-d88jk0j
Научные достижения, описанные в книге, конечно, сейчас выглядят достаточно нелепо. Теория с марсианскими каналами оказалась полностью ложью, а жизнь на ней так и не появилась - слишком мала масса планеты. Способ работы ракеты, построенной Лосём, малоприменим, поскольку работает она на мифическом "ультралиддите", который напоминает мне почему-то о луддитах, противниках прогресса. Вообще вся техника, описанная Толстым, сейчас по большей части, не существует - разве что телевизор. В книге описано устройство - матовый экран, посредством которого можно было видеть, что проихсодит в другом помещении, где стоял такой же экран. На момент написания книги - 1922 год - телевизоры уже были в разработке, но повсеместное распространение и постоянные трансляции начались полтора десятилетия спустя. Не Артур Кларк, но всё же.

Сюжет. В целом, это очень крутой сюжет, достаточно лихо закрученный и очень хорошо написанный. Можно выдвигать конкретные претензии - к тому, что Гусев даже не моргнул глазом, узнав, что пока они летели до Марса, прошло полтора месяца. А ведь его жена дома ждёт. Впрочем, это можно объяснить его характером. На самом деле, больше всего меня действительно бесит именно сюжетный поворот касаемо непосредственной "революции", которая не удалась. Пролетариат просто разбомбили вместе с городом. Само по себе это не удивляет, удивляет отношение марсиан к этому. Почти никак не объясняется, откуда у них такой повальный фатализм относительно гибели цивилизации. И если им действительно насрать, то с хера ли они вообще решили устроить бунт?

Религия. Мне очень понравилось, как Толстой низвёл религию до инструмента. Во первых, ни марсиане, ни главные герои не являются верующими. Во-вторых, единственное упоминание религии - в истории Атлантиды, находящейся внутри книги. "Тогда жрецы - высшая каста Атлантов - поняли, что нужно внести ясный и понятный, единый для всех культа. Они стали строить огромные храмы и посвящать их солнцу - отцу и владыке жизни..." Мне понравилось, как он это обработал. Вообще, учитывая обстановку в РФСР, Толстой умудрился сделать крайне деликатную книгу, обходящую многие острые углы, насколько я могу понять.

Как-то на этом кончаются мои мысли о 140 страницах, написанных Толстым. Тем более что на самом деле их где-то 100 - очень много у меня иллюстраций в книге было.

Tags: искусство, книги, размышления, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments