JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Category:

Эволюция литературы

Читаю, я, стало быть, Лавкрафта. Если быть точным, рассказ "Гипнос". И думаю о том, сколь сложнее можно было бы закрутить интригу вокруг главных героев и снов. Сколь отчётливее можно было сделать некоторые линии и отсылки. При этом я не считаю, что рассказ плох - вопрос в том, что... Представим себе любое сочинение, неважно, рассказ или роман, в качестве лодки. Лодка используется для перевозки груза, пусть даже это будет только один-два человека. Так вот, рассказ "Гипнос" - недогруженная лодка. На ней можно было бы куда больше перевезти. Можно было бы добавить скрытых мотивов, сделать отсылки к людям, местам и вещам. Учитывая связанность многих рассказов Лавкрафта, можно было бы пробросить рельсы к другим рассказам.

Есть такое веяние - говорить, что ничего уже не придумать нового.Утверждение это слышал не раз, а ответом на него, якобы, является современные авторы, вроде Пелевина, использующие всё то, что уже было создано. Собственно, такие авторы "догружают" лодку и снова отправляют её в путь - к людям. Тем не менее, как мне кажется, можно выделить людей и вещи, которые строят новые "лодки". Честно слово, я уже сам себя ненавижу за эту злосчастную метафору с лодками, но деваться уже некуда.

Так вот, есть же люди, вроде Дж. Р. Р. Мартина, которого часто сравниваются с Дж. Р. Р. Толкином, но не из-за схожих инициалов, а потому, что Мартин взял похожую основу - выдуманный мир с техническим уровнем Средневековья. Однако если Властелин Колец - эпос о героях и злодеях, о извечной борьбе Добра со Злом, то Мартин показал, что не существует героев и злодеев, есть просто люди. Они эгоистичны и преследуют свои цели. А добро, которое некоторые из них пытаются принести в мир, оборачивается такими последствиями, что и представить сложно.

К сожалению, времена, когда я читал больше десяти книг в месяц, минули, а потому называть бесконечно имена я не смогу. Тем не менее, хотя эти имена можно оспорить, хочу назвать Макса Фрая, Алексея Пехова, и Джима Батчера. Что касаемо Пехова и Батчера, то я не могу сказать, что эти люди вкладывают по три скрытых слоя в свои книги. Тем не менее, сюжетом эти люди владеют превосходно, и вести повествования захватывающе они умеют. А что о Максе Фрае, то как показывает практика, эта штука на любителя. Серьёзно, все мои друзья, знакомившиеся с книгами этого человека-псевдонима, делятся на две группы. Первая находит в них крайне много интересной информации, пара смысловых слоёв и целую философию. Другим просто не нравится.

Что я хотел сказать всем вышенаписанным - литература меняется, а вершину мастерства описания мне вообще сложно представить. Это нечто, что должно одновременно хорошо читаться, и нести скрытые смыслы. Отсылать к многим литературным источникам и и реальным фактам, в то же время оставаясь самодостаточным продуктом. Приходит в голову "Маятник Фуко", но в этой книге есть пара минусов. Тем не менее очень близко.

Вопрос, на самом деле, ещё и в цели автора. Батчер и Пехов, как мне кажется, никогда и не ставили особо больших целей на свои книги - им хотелось написать классные книги о приключениях в мире магии с интригами и заговорами - у них получилось. Кроме действия, в книге разве что отражено личное мировоззрение авторов. Маятник Фуко рассказывал о тамплиерах и, честно говоря, в значительной степени был именно о них, а не о мужиках, придумавших всемирный заговор, оказавшийся правдой. Ах, да, ещё одно имя вспомнил - Джо Аберкромби.

Пожалуй, я всё же остановлюсь прямо здесь, и спрошу ваше мнение - могут ли современные писатели обскакать классиков? Или вы считаете, что таковых нет? Если да, то подскажите, какой автор так вас впечатлил, мне ж интересно.

Tags: искусство, книги, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments