JrCherNik (jrchernik) wrote,
JrCherNik
jrchernik

Концерт в Филармонии

Для некоторых ушей крайне странным звучит словосочетание "Ростовский Академический Симфонический Оркестр". Уже написать это - то ещё упражнение в орфографии! А уж сходить на концерт расчудесного музыкального образования так и вовсе дело, требующее смелости. По крайней мере, готовности услышать нечто новое - то есть, всеми хорошо забытое старое. Потому что казалось бы, ну кто сегодня занимается сочинением музыки не для группы, не для соло, а для целого оркестра? Это ж для бог знает скольки людей надо придумать ноты!

Однако несмотря на сложности, музыку для оркестров сочиняют и в наше время. Послушать такую новую классику можно было не далее, как 14 февраля в Ростовской Филармонии. Казалось бы, дело нехитрое, однако в Валентинов день не многие готовы оторваться от своих половинок. Да и вообще, театр, балет и симфонический оркестр являются менее популярными в наше время, нежели в прошлом веке. Вышеуказанные факты объясняют наличие достаточно значительного количества свободных мест на концерте.

В программе концерта, которую любезно озвучила прекрасная девушка со сцены, состояло три композиции. Первой являлась как раз упомянутая мной "новая" классика, "Симфония № 3" Геннадия Толстенко, нашего современника, и даже соотечественник-ростовчанин. Судя по всему, талант композитора целиком сосредоточен на сочинении музыки, потому что большинство потрясающих мелодий из классики прячутся под крайне не информативными, часто цифровыми, обозначениями. Данная симфония - определённо из их числа.

Описать музыку должным образом автор этих строк находит затруднительным. Никакие слова не могут передать ощущения, которые возникают при соприкосновении звуковых колебаний с ушами, а также последующей реакции нервных сплетений в голове. Особенно это проблематично, когда в речь идёт об оркестре. Скрипки - как описать их звучание? Чем охарактеризовать низкие "реплики" контрабаса? А что сказать о духовых? Они вообще находятся вне поля зрения тех, кто сидит в зале. Вот и выходит, что лишь сказать - под руководством композитора и дирижёра оркестр действовал как единый музыкальный инструмент, чьё звучание не передать словарным запасом автора этих строк. Симфония превосходная, и спасибо дирижёру, давшему возможность отдельно похлопать Геннадию Толстенко.

Есть некая несправедливость относительно концерта, который дают симфонические оркестры. Ладно, что они играют музыку, написанную человеком, не присутствующим на сцене. Но вот ещё один немилосердный факт - всю славу получают дирижёр и композитор! От силы - лидирующий скрипач. Безусловно, дирижёр в оркестре - фигура ключевая. Без его чуткого руководства, без артистически выверенных взмахов и пассов оркестр бы скатился в какофонию, бессмысленную свалку звуков. Так что Владимир Понькин, конечно, замечательный мастер своего дела.

Однако где имена всех тех людей, без которых бы оркестра не было? Как звали почтенного скрипача, которому Владимир жал руку перед и после каждой композиции? И каково имя той женщины, которая играла на контрабасе? Всё это - информация малоизвестная для обычного человека. Можно не сомневаться, что где-то существуют знающие люди, однако почему эта информация столь закрыта? Почему бы не перечислить поимённо всех музыкантов хотя бы в программе мероприятия, в информации на официальном сайте? Впрочем, по всей видимости, автор этих строк слишком привык к фильмам, сериалам и даже играм, где титры в финале неизбежны, даже если никто в них не вглядывается.

Вторая композиция, представленная публике - "Концерт для скрипки с оркестром ля минор ор. 82" Александра Глазунова. Оркестру в этом случае помогал в благородном деле развлечения слушателей помогал Сергей Поспелов. Вместе они исполнили музыку, достойную того, чтобы её прослушать.

А закрывала концерт "Симфония №3 ре мажор ор. 29" Павла Ильича Чайковского. От двух предыдущих композиций эту симфонию, помимо прочего, отличало крайне любопытное деление на 5 частей. Несмотря на то, что со сцены сия деталь была объявлена, для публики было крайне непросто удержаться от продолжительных аплодисментов, начинавших раздаваться в первые 3 паузы между частями. В конце концов, аплодисменты было за что производить - оркестр и вправду справился абсолютно непередаваемо.

Приобщиться к чему-то, что выше тебя - крайне любопытный опыт. Ощутить, как наследие прошлых столетий оживает трудами людей сегодня. Узнать, как отдаётся в ушах звучание нескольких десятков музыкальных инструментов, действующих в общем потоке. Потому что сколько бы не старались музыкальные записи попробовать передать это ощущение цифровым путём - не получится. Это слишком человеческое, чтобы передавать его компьютеру. Слишком человеческое, чтобы быть успешно переданным.

Безусловно, по возможности, стоит почаще устраивать такие опыты. Тут спасибо Мише mimal за приглашение. А вы посещаете концерты классической музыки?

Tags: изгоняя эго, искусство, мероприятие, реклама, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Выбор BadComedian'а: Глубже! (2020)

    Фильмы про порнографию — интересная тема для разговора. Вроде как о чём тут говорить, все его видели, всем знакома ситуация про сантехника и…

  • Пустота № 2 из 31. Слово

    В современном мире слово является опасным инструментом. Слово может управлять массами — давно уже может, и сегодня, как никогда раньше. Слово…

  • Выбор BadComedian'а: "Человек из подольска" (2020)

    Начнём с сюжета. Главный герой, редактор московского журнала, чуть ли не каждый день мотается в столицу из родного Подольска. Однажды на станции его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments